Четверг
28.03.2024
23:01
 
Липецкий клуб любителей авторского кино «НОСТАЛЬГИЯ»
 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | "ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ" 1999 - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Тестовый раздел » ДЭВИД ЛИНЧ » "ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ" 1999
"ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ" 1999
Александр_ЛюлюшинДата: Суббота, 10.04.2010, 07:08 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 3241
Статус: Offline
Весьма неожиданный фильм великого и ужасного Дэвида Линча, приучившего нас к мрачным, гротексным и одновременно чуть смешным историям, извлекающим из обыденного подсознания бесчисленные запасы «мистической жути». Взяв за основу реальный эпизод из жизни старика, отправившегося за тридевять земель к пережившему инсульт брату на … газонокосилке, он снял очень светлую, душевную и необыкновенно трогательную сказку-одиссею, посмотрев к-ую, мало кто сможет удержаться от слёз. Очаровывает она всех и каждого подлинностью природной и человеческой красоты, волшебной музыкой Анджело Бадаламенти и, конечно же, незабываемой игрой Ричарда Фарнсуорта, к-ому на момент съёмок было без малого 80 лет и для к-го этот роуд-муви стал последней картиной.

«ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ» (англ. The Straight Story) 1999, США-Франция-Великобритания, 112 минут
— восьмой полнометражный художественный фильм Дэвида Линча, название которого представляет собой игру слов: слово «straight» с английского переводится как «прямой, простой», а также является фамилией главного героя








Элвин Стрейт, старик, прошедший Вторую мировую войну, живёт в Айове вместе с дочерью Розой, страдающей врождённой заторможенностью. Однажды он узнаёт, что у его родного брата Лайла, живущего за 250 миль в Висконсине, случился инсульт. Пытаясь забыть о десятилетней вражде, Элвин хочет отправиться к нему. Однако он из-за плохого зрения не имеет водительских прав, а автобусы ненавидит, к тому же к месту проживания его брата автобусы не ходят. Поэтому он отправляется в путь на старой газонокосилке 1966 года, купленной перед поездкой. В пути Элвин встречается с разными людьми, помогающими ему добраться до брата. В конце концов, после многонедельного путешествия, Элвин встречается с Лайлом. Братья поссорились за десять лет до этого, но теперь Элвин надеется, что они смогут забыть вражду.

Съёмочная группа

Сценаристы: Мэри Суини, Джоан Роач
Режиссёр: Дэвид Линч
Продюсеры: Пьер Эдельман, Мэри Суини, Майк Полейр, Нил Эдельштейн
Композитор: Анджело Бадаламенти
Оператор: Фредди Френсис
Монтажер: Мэри Суини

В ролях

Ричард Фарнсуорт — Элвин Стрейт
Сисси Спейсек — Рози Стрейт
Джейн Гэллоуэй Хейтц — Дороти, соседка Стрейтов
Джозеф Карпентер — Бад
Доналд Вигерт — Зиг
Трейси Малони — медсестра
Дэн Флэннери — доктор Гиббонс
Дженнифер Эдвардс-Хьюз — Бренда, продавец
Эд Греннан — Пит
Джек Уолш — Эппл
Джил Пирсон — водитель автобуса
Эверетт Макгилл — работник фирмы John Deere
Гарри Дин Стэнтон — Лайл

Производство фильма
Предыстория


В основу фильма лёг реальный эпизод из жизни Элвина Стрейта: 73-летний Элвин 5 июля 1994 года начал шестинедельное путешествие длиной в 240 миль (390 километров) из Лоренса, штат Айова, к горе Зион, штат Висконсин. Он отправлялся к своему 80-летнему брату, с которым случился инсульт. К путешествию он снарядил бензином, едой, одеждой и туристическим снаряжением 10-футовый прицеп и с ним отправился в путь на газонокосилке, со скоростью не более 5 миль в час (что приблизительно равно 8 километрам в час). В пути он перенёс дожди и несколько аварий. Это путешествие стало объектом публикаций в прессе, в частности, в газете «The New York Times». Самому Стрейту не нравилось быть объектом повышенного внимания, поэтому отказался от участия в телешоу «Late Show» Дэвида Леттермана и «Tonight» с Джеем Лено. В 1996 году, спустя два года после путешествия, Элвин скончался.

Подготовка к производству и съёмки

Публикация в «The New York Times» привлекла внимание Мэри Суини, давней помощницы Дэвида Линча. Она отослала статью своему давнему другу Джону Роучу, который быстро заинтересовался этой историей. Они попытались приобрести права на сюжет, однако они уже были проданы. Возможность приобрести их появилась лишь в 1998 году. Тогда они защитили авторские права на себя и приступили к работе над сценарием. Чтобы придать сценарию убедительности, Суини и Роуч прошли по следам Стрейта от Лоренса (Айова) до горы Зион (Висконсин), попутно взяв интервью у людей, общавшихся со Стрейтом во время его путешествия. Также они встретились с детьми Стрейта, которые поначалу были недовольны проектом, так как считали, что фильм может дать неверное представление об их эксцентричном отце. Однако узнав отношение Суини и Роуча к этой истории, они предложили свою поддержку проекту, а также поделились со сценаристами воспоминаниями об Элвине и его фотографиями, чтобы сделать персонажа сценария наиболее походящим на реального Стрейта. Линч, с самого начала работы над сценарием знавший о проекте, им не был заинтересован, однако после прочтения окончательного сценария согласился снимать по нему фильм.

Роль Стрейта предлагалась Джону Хёрту и Грегори Пеку, однако в итоге главную роль исполнил Ричард Фарнсуорт. Для него эта роль оказалась последней: на момент съёмок он был болен раком костей, и 6 июля 2000 года застрелился на своём ранчо в Линкольне, штат Нью-Мексико. Изначально Фарнсуорт отказывался от роли, ссылаясь на болезнь, однако Линч убедил его сниматься. Съёмки фильма начались в сентябре 1998 года и велись в строгой сюжетной последовательности, а закончились 19 октября 1998 года.
Примечательно, что фильм начинается и заканчивается показом звёздного неба, это может послужить отсылкой к другому биографическому фильму Линча — «Человек-слон», который оканчивается показом звёздного неба.

Премьера

Премьера картины состоялась 21 мая 1999 года на Каннском кинофестивале, где лента номинировалась на Золотую пальмовую ветвь. После успешного показа на фестивале и получения фильмом рейтинга G от MPAA, за распространение картины взялась компания «Walt Disney Pictures». Это единственный фильм Линча, получивший от Киноассоциации Америки рейтинг G, означающий, что фильм рекомендован к просмотру всем возрастам.

Саундтрек

Музыка к фильму была написана композитором Анджело Бадаламенти, также работавшем с Линчем над фильмами «Синий бархат», «Твин Пикс», «Дикие сердцем», «Шоссе в никуда», «Малхолланд-Драйв». Помимо его музыки в картине используются следующие композиции: «The Most Requested Song» (написана Middlejohn и Джоном Неффом), «Solo Spin Out» (написана The Radio Ranch Straight Shooters), «Y'Ready» (Спейда Кули) и «Happy Times» (Сидни Файн).

Отзывы критиков

Картина получила большое число положительных отзывов кинокритиков, лента получила 95%-ный свежий рейтинг на сайте «Rotten Tomatoes».

Положительные отзывы получили игра Ричарда Фарнсуорта, Сисси Спейсек, музыка Анджело Бадаламенти, режиссура Линча, что нашло ответ в номинациях на конкурсах. Отмечалось, что фильм снят в нехарактерной манере как для Линча, так и для «Walt Disney Pictures». «Сравните это с „Малхолланд-Драйв“. Это день и ночь»; «Это не типичный диснеевский фильм. Это не о детях и собаках. Это о пожилых людях» — отозвался кинокритик Роберт Ротен. «Шедевр, гениально, классика… полностью, полностью замечательно» — отозвался журнал «Esquire». Издание «The New York Times» отметило лаконичность и честность игры Фарнсуорта. «Известное нездоровое воображение мистера Линча пересекает новый рубеж для изучения простых добродетелей и природной красоты. Результат: в высшей степени невероятный триумф» — заключила критик Дженет Мэслин из «The New York Times».

Джеффри Оверстрит отметил, что герои у Линча всегда имеют недостатки, а злодеи имеют человечные черты, заставляющие поверить в их исправление, и «Простая история» — не исключение: Элвин имеет свои недостатки. Однако в отличие от многих других своих фильмов, Линч сконцентрировал внимание на положительных чертах своих персонажей. «В результате — духовно поднимающий и редкий опыт, кино, которое демонстрирует ценность наслаждения днём накануне того, как он придёт к нам, и призывает нас примиряться с теми, кто могут быть отчуждены от нас».

Однако критик Харви Картен счёл фильм слишком медлительным, многие диалоги банальными, а основной негативной чертой ленты выделил отсутствие какой-либо конфронтации главного героя: ни с окружающими, ни с самим собой.

Интересные факты

Лицензионный релиз на DVD не содержит никаких дополнительных материалов о фильме, за исключением рекламного ролика. Также, на нём отсутствует возможность выбора сцен: Дэвид Линч хотел, чтобы фильм можно было смотреть только целиком.

Съёмки сцен фильма продолжались в строгой сюжетной последовательности.

Это первый из фильмов Дэвида Линча, в эпизодах которого он снимает своих родителей.

Награды

Каннский кинофестиваль, 1999 год
Номинация: Золотая пальмовая ветвь

Европейская киноакадемия, 1999 год
Победитель: Приз Screen International Award

Оскар, 2000 год
Номинация: Лучшая мужская роль (Ричард Фарнсуорт)

Золотой глобус, 2000 год
Номинация: Лучшая мужская роль (драма) (Ричард Фарнсуорт)
Номинация: Лучший саундтрек

«Феликс» в категории «Приз пяти континентов», приз «Независимый дух» за главную мужскую роль, Британская независимая кинопремия за лучший иностранный англоязычный фильм, «Бодиль» и «Роберт» в Дании за лучшую американскую ленту.

Смотрите трейлер и фильм

http://vkontakte.ru/video16654766_159936471
http://vkontakte.ru/video16654766_159936462
 
ИНТЕРНЕТДата: Среда, 02.06.2010, 09:45 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
13 ноября 2009 года
Киноклуб «Ностальгия» представляет
фильм №8 (225)
«ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ»
Режиссёр Дэвид Линч, США


О фильме «ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ» посетители сайта http://www.kinopoisk.ru/

Дэвид Линч режиссер уникальный, единственный в своем роде. Его стиль неповторим и своеобразен. Кто, кроме него, способен выдать настолько запутанную историю, что понять ее без дополнительного анализа просто невозможно? То-то же, он у нас один такой! За это его и ценят. Но «Простая история» особый случай в творчестве гения. Отсюда пропали безмерное насилие, наркотики, мрак, постоянный страх, терзающие тайны — то есть все то, что всегда славило Линча. Однако столь радикальные изменения в стилистике отнюдь не помешали созданию высокохудожественного произведения. … растрогать зрителей — не главная задача, установленная Линчем. История-то хоть и простая, но, тем не менее, в нравственном плане очень глубокая и в некотором роде поучительная. … «Простая история» есть, и останется навсегда, самым светлым и добрым фильмом Дэвида Линча. …

Самый непонятный, но самый душевный фильм Линча. Нетипичное кино для автора психологических триллеров. Но этим Дэвид Линч доказывает всем, что он Мастер и может снять фильм в любом жанре и он будет на уровне. Линч снимал ужасы («Голова-ластик`), биографические драмы («Человек-слон`), фантастику («Дюна`), сериалы («Твин Пикс`), короткометражки («Люмьер и компания`), клипы («Рамштайн`), психологические триллеры («Синий бархат», «Дикие сердцем», «Маллхоланд Драйв», «Шоссе в никуда`). Если человек талантлив, то он может снять хорошо все за что не возьмется. И не надо делать большие глаза что мол «Простая история» нетипичное кино. Да, здесь нет злобных карликов, страшных снов, различных уродцев, крови, секса, отрезанного уха, страшных загадок, зато здесь есть самое главное — история человека, людские отношения, доброта людей. … «Простая история» действительно необычное кино, несмотря на всю его видимую простоту, так как нет у Линча ординарных фильмов.

Линч искусен, ему по силам снять хороший фильм любого жанра, что он в очередной раз доказал, сняв этот трогательный road movie под хорошую, спокойную музыку. Отличное кино!

Добрая сказка о человеке и человечности. … Великий фильм великого Дэвида Линча о взаимопомощи, любви к людям и целеустремленности. Прекрасная режиссура, отличная операторская работа, спокойное музыкальное сопровождение и, конечно же, великолепная актерская игра Ричарда Фарнсуорта оставляет состояние гармонии в душе. Этот фильм непременно стоит посмотреть людям всех возрастов.

Несмотря на «Простое» название и простую, довольно-таки широкую подачу, это вовсе не простой фильм, а наполненный на самом деле глубоким смыслом. На что готов пожилой человек, которого самого давно уже оставляют силы? Какой путь он готов проделать и в чем смысл всего этого?

Как известно, Линч не снимает простых историй, каждый его фильм — это, если не трагедия, наполненная сверх всякой меры человеческими чувствами и переживаниями, то драма точно. Да и, к тому же, режиссерская манера Линча отпугивает многих любителей поп-корновых блокбастеров. Так и этот фильм, не позволяйте себе попасться в смысловую ловушку названия. При всей кажущейся простоте сюжета и изложения, это очень глубокий фильм, наполненный философским смыслом. О том, как нужно жить, чтобы не жалеть утраченных лет, как нужно относиться к родственникам, и просто о том, что даже в старости, когда, казалось бы, ты видел все, в жизни есть много удивительного и красивого. … Фильм для всех: те, кто любит жизнь, после просмотра смогут полюбить её еще больше, те, кто не любит, обязательно полюбит. Но и те, и другие поймут, что, если ты считаешь что-то необходимым сделать, делай, и тогда ты не будешь жалеть о прожитых годах.

Этот фильм может стать любимым фильмом в вашей жизни. В него нужно влиться, ощутить эту неторопливость, как темп жизненной мудрости на закате лет. И он с легкостью вольется в сердце, и станет нашим. Это не обычное кино, оно ощущенческое и воспринимать его можно даже отчасти как чилл аут фильм. Но сколько же в нём мудрости. Линч снял фильм, который, по известной причине, обосабливается от всего его творчества. Невольно вспоминаются слова Сальвадора Дали: «… сначала ты должен доказать своими работами, что ты настоящий художник, после чего можешь творить всё, что твоей душе угодно…», и Линч доказал, но только не сначала, а чуть позже. Это действительно кино доступное, доброе, мудрое, эмоциональное. А также это то кино, которое просится к неоднократному его просмотру. А для меня лично это уже показатель глубины содержания. Я смотрел его не менее 10 раз, с каждым разом находя в нём что-то новое и переживая всё по-новому, и всё также ничуть не меньше наслаждаясь всеми составляющими: сценарием, текстом, кадром, музыкой, игрой артистов, юмором и «слезой». На мой взгляд, это один из лучших фильмов раздела «другое кино».
 
ИНТЕРНЕТДата: Среда, 31.08.2011, 09:06 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ

Фильм посвящается памяти Элвина Стрэйта, и поставлен он, очевидно, на основе реальной истории его жизни, которую простой никак не назовешь. Дэвид Линч снял хороший фильм о хороших людях, чтобы разбудить лучшее в каждом, кто его посмотрит, выбрав при этом самую простую стилистику, прямую, как фамилия его героя (Стрэйт (Straight) переводится на русский язык как "прямой", название картины можно также перевести как "История Стрэйта").

…Дожив до 73 лет и пережив инфаркт, Элвин Стрэйт (Фарнсуорт) узнает, что жить ему осталось немного, и отказывается от лечения. Перед смертью он хочет повидаться с братом Лайлом (Стэнтон), также недавно перенесшим удар. Они не виделись много лет из-за глупой ссоры. С возрастом Элвин стал мудрее. Молодым велосипедистам, встретившимся по пути, он говорит: "В молодости не думаешь о том, что состаришься, да и не нужно. В старости же хуже всего то, что ты помнишь себя молодым, но зато можешь отделять зерна от плевел и не обращать внимания на мелочи". Подавив свою гордость и забыв о мелочности, Элвин отправляется к брату на... газонокосилке, так как водительских прав у него нет (ему не дают их из-за зрения). Стрэйт - бывший снайпер, участник Второй мировой войны. Жена умерла в 1983 году, родив ему 14 детей. Он живет в штате Айова, со своей одинокой дочерью, несправедливо лишенной материнских прав. Элвин очень привязан к ней, хотя и не проявляет открыто своих чувств, да и она тоже. В дороге он встретит много хороших людей, готовых прийти на помощь. Мы видим провинциальную Америку, которую редко кто снимал с такой любовью и сердечностью. Незабываем момент, когда показывают глаза Лайла, наполнившиеся слезами при виде транспортного средства, на котором приехал к нему Элвин, защемит сердце, когда обнимутся два старых брата. Зритель, решивший посмотреть столь нетипичный для Линча фильм, не сможет удержаться от слез.

В 2000 году картина была номинирована на премию "Оскар" за лучшего актера (Ричард Фарнсуорт).

Иванов М.
http://www.videoguide.ru/card_film.asp?idFilm=22809
 
ИНТЕРНЕТДата: Среда, 31.08.2011, 09:06 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
"Простая история" (США-Франция, 1999)

Со всеми остальными фильмами Линча у этого общие только первые пару минут. Миленькие провинциальные дворики и домишки, из которых во всех предыдущих работах вскоре начинали лезть монстры и прямо таки фольклорная нечисть. В этой - не полезли… А домишки - ну просто не размонтировали с предыдущего проекта.

Впрочем, линчемана должно насторожить уже то, что фильм снимался на студии "Уолт Дисней". Угу…

Журнал "Премьер" сразу же после появления видеокопии с нашенским переводом поставил твердый диагноз - Линч стареет и много об этом думает. Мой знакомый, "Премьер" не читавший, почти теми же словами прокомментировал увиденное. 53 - оно, конечно, пора бы, но еще не очень трагично. С другой стороны - раз все так интимно и имманентно, отчего же сценарий линчевого фильма обошелся без линчевого вмешательства? Получается очередная дикая шутка - на детской студии снимается фильм о престарелых (типа - впадение в детство), а он как бы не при чем.

Во всяком случае, нечто более-менее похожее режиссер последний раз снял в 1980-м. Его шедевр "Человек-слон" содержит и ярко выраженную ненормальность заглавного героя и трагедийную фабулу, но в нем все реально, логично и линейно, все по Ньютону и Лейбницу. В "Простой истории" самое трагичное - поломка газонокосилки. Хотя занимает она в повествовании весьма существенное место. Даже Анджело Бадаламенти отказался от коронного синтезаторного аудиосаспиенса. Эдакие миленькие парафразы кантри, с гитарами и фидлами. Диетическое такое кантри, как раз для престарелых, чтобы не разгонялись - от греха подальше!..

Упрямый старикан за 70 из Айовы получает сообщение об инфаркте брата, такой же старой коряги, с которым он лет десять не в ладах. Во внимание принимается только то, что он может сделать "сам" - посему никаких поездов и автобусов. На машине кататься не позволяет зрение. Тогда дед сооружает фургончик, цепляет его к родной газонокосилке и прет таким образом 500 чего-то - то ли миль, то ли километров. В дороге, ясное дело, происходит несколько незначительных происшествий - чтобы уж совсем не заснул зритель. Наконец встреча - брат удивленно спрашивает: "И ты из-за меня на ЭТОМ проехал такое расстояние?!" После чего они молча созерцают звезды. Все.

В общем - гимн технике торговой марки "Джон Дир", навязчиво лезущей в глаза и уши. (Совсем гениальный трюк - за лицезрение рекламы еще и деньги платишь!)

Не знаю, о чем там думает Линч в последние годы, но все это очень похоже на индепенд-вариант самой популярной темы сегодняшнего Голливуда. Я это окрестил "фильмы о том, как американец пытается стать человеком, но у него не получается". Ну, всякие там психотерапевтические шлягеры о доброте, сострадании, поиске общего языка, типа "Мужчина любит женщину", "Лучше не бывает", "Мачеха", "Глубины океана". Которые смотришь с одной тоскливой мыслью: "Боже, какие ублюдки! Они же опасны!"

Здесь мысли иные. Дело то ли в пресловутой провинциальности, чьи носители действительно добрее, честнее и отзывчивей, то ли в неголливудской, неманипуляционной трактовке вопроса. То ли - в Линче, с его киноаутизмом. Большинство его персонажей и не опасны вовсе, а отдельные - очень похожи на людей. Во всяком случае, если вам нужен фильм для завершения дня умиротворенностью, с теплотой в душе - покупайте кассету с "Простой историей".

Впрочем, она может быть и с надписью "История Стрейта". По авторской прихоти герой носит фамилию, совпадающую по звучанию и написанию со словом "простой" (straight). И эта игра слов - единственный наворот, который позволил себе 53-летний Линч.

Игорь Галкин
http://www.kino.orc.ru/js/elita/elita_straight.htm
 
ИНТЕРНЕТДата: Среда, 31.08.2011, 09:07 | Сообщение # 5
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ

Старик садится на газонокосилку и отправляется мириться со своим братом, с которым не разговаривал много лет. Ни непогода, ни изношенность собственного и машинного механизмов, ни предложения помощи добрых американцев не заставят его свернуть с намеченного пути. В конце они с братом сядут на крылечке и молча посмотрят вверх. После Тарантино, компьютерного угара, конца насилия и самого Линча. Будущее по Линчу - это история, прямая, как дорога, и сладкая, как кукурузный початок. Будущее без драм (в драме должны быть плохие и хорошие, а тут - плохих нет). Фильм начинается и заканчивается кадром бездонного ночного неба в алмазах. Больше всего это похоже на скринсэйвер в компьютере, средство борьбы с компьютерным овердрайвом. Фильм посвящается памяти Элвина Стрэйта, и поставлен он на основе реальной истории его жизни, которую простой никак не назовешь. Дэвид Линч снял хороший фильм о хороших людях, чтобы разбудить лучшее в каждом, кто его посмотрит, выбрав при этом самую простую стилистику, прямую, как фамилия его героя (Стрэйт (Straight) переводится на русский язык как "прямой", название картины можно также перевести как "История Стрэйта"). …Дожив до 73 лет и пережив инфаркт, Элвин Стрэйт (Фарнсуорт) узнает, что жить ему осталось немного, и отказывается от лечения. Перед смертью он хочет повидаться с братом Лайлом (Стэнтон), также недавно перенесшим удар. Они не виделись много лет из-за глупой ссоры. С возрастом Элвин стал мудрее. "В молодости не думаешь о том, что состаришься, да и не нужно. В старости же хуже всего то, что ты помнишь себя молодым, но зато можешь отделять зерна от плевел и не обращать внимания на мелочи". Подавив свою гордость и забыв о мелочности, Элвин отправляется к брату на... газонокосилке, так как водительских прав у него нет (ему не дают их из-за зрения). Он живет в штате Айова, со своей одинокой дочерью, несправедливо лишенной материнских прав (С.Спейсек). Элвин очень привязан к ней, хотя и не проявляет открыто своих чувств, да и она тоже. В дороге он встретит много хороших людей, готовых прийти на помощь. Мы видим провинциальную Америку, которую редко кто снимал с такой любовью и сердечностью. Незабываем момент, когда показывают глаза Лайла, наполнившиеся слезами при виде транспортного средства, на котором приехал к нему Элвин, защемит сердце, когда обнимутся два старых брата.

http://www.kinopoint.ru/film/index_2737.html
 
ИНТЕРНЕТДата: Среда, 31.08.2011, 09:07 | Сообщение # 6
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ
Экзистенциальная драма


Проще простого сразу же заявить, что эта работа культового американского режиссёра Дэвида Линча не имеет никакого отношения к его авангардно-сюрреалистическим, мрачно-эстетским фильмам, благодаря которым он и славен со второй половины 70-х годов — начиная с весьма странного игрового дебюта «Голова-ластик». А данная лента, в которой якобы можно выискать двойной смысл только лишь в обыгрывании фамилии главного героя, присутствующей и в названии, видится явно в стороне от того «шоссе в никуда», куда ранее неотступно следовал Линч, словно одержимый запредельным и непознаваемым миром.

Подтверждением этого вроде бы может служить тот факт, что первоначально Дэвид Линч не воспринял идею, предложенную его давней сотрудницей (и до последнего времени — ещё и спутницей жизни), монтажёром Мэри Суини. Она прочитала в газете о реальном случае, как в 1994 году некий Элвин Стрейт семидесяти трёх лет отроду совершил шестинедельную поездку из штата Айова в штат Висконсин… на старой газонокосилке, чтобы повидать родного брата Лайла, с которым случился удар. Однако потом постановщик настолько заинтересовался сценарием, что в 1998 году, уже через два года после смерти подлинного прототипа этой истории, вместе со съёмочной группой практически проделал тот же самый путь по американской глубинке, причём и в схожие сроки — с начала сентября до середины октября.

Казалось бы, какое дело певцу своего рода НЧС (неопознанных человеческих сущностей) и прочих загадочных, аномальных явлений бытия-инобытия до скучнейшего путешествия упрямого американского старикана?! Уже почти на ладан дышит, передвигается с помощью палок, не имеет водительских прав на управление нормальными транспортными средствами — ан нет! Отчаянно пускается в долгое странствие на старой газонокосилке с несоразмерным прицепом, желая во что бы то ни стало помириться с братом после десятилетней ссоры. Ну, старческая причуда, маразматическая выходка айовского фермера, глупость «непрошибаемого» человека, не осознающего настоящей рискованности своего путешествия…

В крайнем случае, это действительно сгодилось бы для житейского анекдота в газете. Но зачем же Линчу, который считается творцом и почитателем некоей кинокунсткамеры, помещать пусть и любопытный, но всё же отнюдь не ущербный образчик человеческой природы в свою признанную коллекцию проявлений всевозможных отклонений?! У него вроде бы никогда не было абсолютно положительных, идеальных героев, без какого-либо душевного или физического изъяна. Даже заглавный персонаж картины «Человек-слон», единственный, кто обладает ангелоподобной душой, готовой унестись в небесные, звёздные сферы, является настоящим уродом, к тому же реально существовавшим столетие назад в Лондоне конца викторианской эпохи и начала развития кинематографа.

Вот тут и обнаруживается несомненное родство этих абсолютно несопоставимых героев — двух истинных людей среди множества придуманных или до неузнаваемости трансформированных богатой (кто-то добавит — и больной!) фантазией Дэвида Линча. Режиссёр уже в самом начале «Простой истории» даже позволяет себе почти буквально процитировать финал «Человека-слона» с кадром ночной звёздной бездны, а затем пару раз повторить его, хоть и привязав сюжетно к воспоминаниям Элвина Стрейта о том, как вместе с братом ещё в детстве он любил перед сном разглядывать тёмное небо со светящимися огоньками и думать вслух о возможности существования других обитаемых планет. Слоноподобный Джон Меррик и «замшелый старикашка» из Айовы, который выглядит значительно старше своих семидесяти трёх (актёру Ричарду Фарнсуорту было во время съёмок 78 лет, но в жизни он всё-таки не казался столь дряхлым), могли бы представить себя засланными из космоса, инопланетянами среди людей… Если бы оба не боролись так исступлённо за своё земное выживание, если бы не хотели в большей степени, чем другие, оставаться именно человеками до скончания века и хранить собственное достоинство в любых испытаниях, выпадающих на их долю.

Насколько же заблуждались те, кто всегда твердил, что Дэвид Линч не любит Америку, а тем более американцев из пригородов, лесных посёлков и фермерской глубинки. Может, они вообще не знают, что в детстве вместе с отцом, который работал в министерстве агрикультуры, будущий постановщик объездил немало штатов, и ему издавна ведома простая, естественная, не замутнённая «пороками городской цивилизации» жизнь самых обычных людей, кого исстари называли «солью земли». А параллельно со знаменитым сериалом «Твин Пикс» Линч был причастен к созданию документального телецикла «Американские хроники», где представала жизнь как она есть, а вовсе не той, какой кажется.

Получив возможность в игровом кино впервые использовать по-своему понятые типичные американские жанры road-movie и даже вестерна (бывшего каскадёра Ричарда Фарнсуорта раньше можно было видеть на экране верхом на лошади, а не за рулём допотопной сенокосилки), Дэвид Линч вовсе не впал в чрезмерную патетику. Хотя он и прибегнул к помощи сверхобщих кадров родной природы, снятых с высоты птичьего полёта, а в саундтреке применил стилизованные его постоянным композитором Анджело Бадаламенти музыкальные мотивы «кантри».

Сам немногословный, несуетный и преисполненный внутреннего величия реальный герой, которого с блеском сыграл Фарнсуорт (вот уж кому надо было вручать премию «Оскар»!), диктовал манеру мудрой дорожной баллады, не столько пропетой, сколько наговорённой вполголоса и неторопливо под ленивые звуки банджо. А тот экзистенциальный план, который каждый вправе вычитывать в «Простой истории», возникает не от намеренного умствования автора, а исподволь, стихийно, с течением времени, попутно. Ведь и в любом путешествии, которое предпринято с той или иной целью, можно испытать по дороге разное — и любопытство, и скуку, и восторг перед красотами пейзажей, и разочарование от каких-то неудобств, и радость общения с новыми людьми, и раздражение от тупости местных обитателей…
Но самое главное — человек отправился по стране чуть ли не своим ходом, увидел всё вблизи, а не в иллюминаторе самолёта или же в окне проносящейся мимо автомашины. И поневоле, как и уподобившийся ему постановщик, который заставил это сделать и зрителей, должен почувствовать человеческое измерение внешнего окружающего мира и уже по собственному желанию узреть во всём сущем присутствие высшего смысла. Вот подлинная общечеловеческая красота бытия, лишённая ныне модного американского оттенка!

Сергей Кудрявцев
http://www.kinopoisk.ru/level/3/review/917400/
 
ИНТЕРНЕТДата: Среда, 31.08.2011, 09:07 | Сообщение # 7
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
Михаил Трофименков: "Шоу Стрейта"
Искусство кино №11, Ноябрь 1999


"Простая история" ("История Стрейта" -- The Straight Story)
Авторы сценария Джон Роуч, Мэри Суини
Режиссер Дэвид Линч
Оператор Фрэдди Фрэнсиз
Художник Джек Фиск
Композитор Анджело Бадаламенти
В ролях: Ричард Фарнсуорд, Сисси Спэйсик, Хэрри Дин Стэнтон
Picture Factory, Les Films Alain Sarde, Le Studio Canal+
США -- Франция
1999


В советской критике была распространена риторически-дидактическая фигура: имярек в молодости поддался влиянию реакционного декадентства (вариант -- не сразу понял всемирно-историческое значение Великой Октябрьской...), но затем осознал и активно включился.

Понятно, что перевоплощение Мариэтты Шагинян или Ильи Эренбурга носило добровольно конъюнктурный характер. Николай Заболоцкий, напротив, проникся классицистическими ценностями только после того, как его избили сапогами. Но чем избили Дэвида Линча, чтобы он снял "Историю Стрейта" (или "Простую историю", или, что вернее по контексту, "Бесхитростную историю Стрейта")? Длинным долларом? Действительно, нельзя назвать Линча персоной грата для американского кинопроизводства. "Стрейт" -- скорее французский фильм, в титрах названия Les Films Alain Sarde и Le Studio Canal+ "конвоируют" продукцию самого Линча Picture Factory.

В Европе любят Линча -- угрюмого сказочника, начитавшегося Фрейда и с подозрением осматривающего каждый кустик в американской глубинке: не попрет ли оттуда очередной бесовский легион? Европейцы достаточно постоянны в своих пристрастиях: французская критика упорно защищала даже "Шоссе в никуда", фильм-симптом очевидной творческой усталости, фильм, напоминающий черновой монтаж не вошедших в "Твин Пикс" или "Синий бархат" эпизодов, фильм, вполне отвечающий толстовской формуле "он пугает, а мне не страшно". Но того Линча, что снял "Шоссе в никуда", больше нет. В "Стрейте" мы присутствуем при рождении "другого Линча", Линча-элиена, вернее, астронавта, в кровеносную систему которого элиен уже проник и который уже выполняет его волю, уже говорит его языком, сам о том не догадываясь. Тело -- прежнее, наполнение, то, что принято называть "душой", -- нет.

Тело, то бишь фактура, напоминает привычного Линча. Место действия -- тот же Твин Пикс, омытый золотом осенней листвы путь из Айовы в Висконсин, который неторопливо преодолевает на садовом тракторе, проще говоря на газонокосилке, Элвин Стрейт, семидесятитрехлетний ветеран, решивший примириться с больным, возможно, умирающим братом. Жанр -- "роуд муви", знаковый для постмодернистского кинематографа неприкаянности, более чем успешно опробованный самим Линчем в "Диком сердце". Эпизодические (а какие еще возможны в рамках этого жанра?) персонажи -- если отключиться от диалогов -- тоже вполне линчевские. Близнецы-автомеханики -- вроде дракона, чьи головы непрерывно спорят друг с другом. Истеричная дама, непрестанно сбивающая оленей на пустынном, прямом, как полет стрелы, шоссе. Беременная девушка, выходящая на огонь ночного костерка Стрейта. Недалекая его дочка, преследуемая видением ребенка. Да и сам Стрейт порой неадекватен -- казнит предавшую его косилку выстрелом в бензобак. Но если прежде линчевские автострады вели в никуда, то теперь -- напрямик к брату. И призрачный ребенок -- не адское наваждение, а вполне реальный внук Элвина, а Роза Стрейт вполне реально лишена на него родительских прав. И головы дракона спорят между собой лишь для того, чтобы вздуть счет за ремонт. Сбитый олененок сгодится для вечерней трапезы Стрейта. А если на обочине горит дом, не пугайтесь -- это всего лишь тренируется местная пожарная команда. Короче говоря, никакой мистики, кроме самой опасной на земле мистики крови и почвы.

Вопреки распространенному мнению, замечу, что если кинорежиссеры говорят о своей стране с горькой критической (вплоть до чернухи) интонацией, это свидетельствует о психическом, пусть относительном, здоровье нации. Музыкальная комедия, которая якобы умиротворила измученную кризисом Америку, родилась не столько по социальному заказу, сколько по понятным чисто технологическим причинам -- в кино пришел звук. А преодоление кризиса породило, напротив, столь жизнеутверждающие жанры, как фильм ужасов и гангстерскую драму.

Кинематограф прежнего Линча в своем социологическом измерении принадлежал "жанру беспокойства". Этот жанр в последнее время заразил даже таких, казалось бы, уравновешенных солдат Голливуда, как Барри Левинсон ("Хвост виляет собакой"), Джо Данте ("Маленькие солдаты"), Питер Уир ("Шоу Трумена"). Пол Верхувен облек в массовую форму страшную антиутопию "Космического десанта". А Линч, которому, казалось, сам Бог велит и дальше ловить истинно американских чертей, с энтузиазмом неофита принял консервативную мифологию доброй страны, населенной добрым народом. Стрейту не попадается на пути ни один негодяй, ни один очерствевший сердцем корыстолюб. Не все, конечно, гладко и в Айове, например, еще встречаются несовершеннолетние матери-одиночки, но одного мудрого слова Стрейта достаточно, чтобы вернуть им душевное равновесие. Еще бы, ведь Стрейт -- ветеран, а они не стареют душой и наставляют молодежь на путь истинный.

Хотя их бронепоезд стоит на запасном пути. А на новых дорогах Линча стрелять не в кого, кроме сломавшегося стального коня.

Эдвард Бэр, автор "Последнего императора" и многолетняя репортерская звезда "Ньюсуика", опубликовал в 1995 году во Франции замечательное исследование "Америка, которая внушает страх", где суммировал все симптомы современного американского безумия -- от тирании психоаналитиков до самоизоляции обитателей дорогих кварталов в защищенные гетто, осажденные нищетой и преступностью. До сих пор Америка внушала страх и Линчу. Теперь он слился с ней в невыговоренном акте покаяния. И снял свой самый страшный фильм.

"Стрейт" пугает, как пугает человек или общество, абсолютно уверенные в своей правоте, в безальтернативности и универсальности своего образа жизни. Все время тянет оглядеть линчевские пейзажи попристальнее: не спрятаны ли за секвойями телекамеры, как в идеальном городке "Шоу Трумена"? Но нет, философия "народного телевидения" здесь абсолютно адекватна режиссерскому взгляду.

По поводу "Стрейта" критика уже потревожила тень Джона Форда. Старику вообще не дают спать спокойно -- по поводу Клинта Иствуда и даже Стивена Спилберга со Стивеном Фрирзом его поминают к месту и не к месту. Хотя присутствия на экране старого солдата в ковбойской шляпе на фоне родных просторов для этого мало. И "роуд муви" у Форда, если не ошибаюсь, только одно -- безнадежные и бунтарские "Гроздья гнева". Форда уместнее вспомнить не как гениального почвенника, наделенного эпическим дыханием, а как знаковую фигуру американской кинопропаганды, в контексте которой "Стрейт" вполне органичен. Тоталитарные пропагандистские машины оказались недолговечны, американская благополучно здравствует, хотя в чем-то была едва ли не радикальнее немецкой или советской. В советских комедиях пастухи и письмоноши радостно играли джаз и считались не тунеядцами, а такими же тружениками. А капровский мистер Дидс спрашивал в лоб: а на хрена мне ваша опера, если она не приносит прибыли? Советские фильмы пытались хоть как-то оправдать с практической точки зрения самые бессмысленные акты самопожертвования. Реальные Зоя или молодогвардейцы по большому счету покончили жизнь самоубийством, но их экранные двойники что-то там успели стратегически поджечь, разведать или кого-то освободить -- то есть погибли не зря. Голливуд изначально утверждал, что чем зряшнее, бессмысленнее подвиг, тем ослепительнее сияет он для потомства. Британский офицер, кидающий солдат под кинжальный огонь защитников Балаклавы в "Атаке легкой бригады" Майкла Кертица (1936), генерал Кастер, ведущий кавалеристов в заведомую западню, на ножи для скальпирования в "Форте Апач" Джона Форда (1948), спасители рядового Райана -- их бессмысленный героизм, граничащий с воинским преступлением, никогда не ставился в американской киномифологии под сомнение.

Одиссея Стрейта -- тоже подвиг, но если бы в конце ее он не застал брата в живых (путь как-никак занял несколько месяцев) или получил бы от ворот поворот, "Стрейт" был бы для американской традиции органичнее. Кстати, о том, что янки радикальнее наших. Герой Михаила Ульянова ("Все будет хорошо") до любимой жены на инвалидной коляске не добрался бы без милицейского конвоя. Стрейт сумел, даже от предложения подбросить его -- в самом конце, на последних милях -- отказался. Дмитрию Астрахану следовало бы подать в суд на коллегу-плагиатора. Надо полагать, что у Линча все тоже будет хорошо и Голливуд востребует его. Блудный сын всегда милее покорного -- недаром же товарищ Сталин доверял ключевые посты перебежчикам-меньшевикам.

http://kinoart.ru/1999/n11-article4.html
 
Наталья_КудинаДата: Понедельник, 23.01.2012, 21:42 | Сообщение # 8
Группа: Проверенные
Сообщений: 5
Статус: Offline
А вот это мой любимый линчевский фильм! Потрясающий финал! До слез, слез очищения и возвышенности, желания сделать то, что еще можешь успеть сделать! Желания ценить тех людей, которые находятся рядом с тобой! И понимать огромную силу и необходимость прощения! Очень люблю это фильм!
 
Форум » Тестовый раздел » ДЭВИД ЛИНЧ » "ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ" 1999
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz