Пятница
19.04.2024
23:08
 
Липецкий клуб любителей авторского кино «НОСТАЛЬГИЯ»
 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Вся правда о судимостях Сергея Параджанова - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Тестовый раздел » СЕРГЕЙ ПАРАДЖАНОВ » Вся правда о судимостях Сергея Параджанова
Вся правда о судимостях Сергея Параджанова
ИНТЕРНЕТДата: Воскресенье, 09.01.2011, 14:58 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
Вся правда о судимостях Сергея Параджанова

Газета "Сегодня" оказалась первой и единственной среди СМИ, допущенной к архивному "делу Параджанова", которого судили в закрытом процессе 34 года назад. Документы красноречиво говорят о том, как разворачивалось "дело", кто дал показания против режиссера и что за это получил от власти.

ПАРАДОКСЫ ПАРАДЖАНОВА

9 января знаменитому кинорежиссеру Сергею Параджанову исполнилось бы 84 года. Создатель гениальной картины "Тени забытых предков" (да и многих других) не дожил до этой даты целых 17 лет — он ушел из жизни в 1991 году на родине своих предков, в Ереване. Но главный период его творчества связан с Украиной, в частности, с киевской киностудией художественных фильмов имени А. Довженко.

Увы, многим людям мастер запомнился не только своим искусством, но и скандальным судебным процессом 1974 года (хотя суд и был закрытым, но шила в мешке не утаишь). Дело в том, что судили режиссера по "позорной" 122-й статье УК УССР — за мужеложство. Сейчас подобной статьи вообще нет в нашем кодексе, сексуальная ориентация — дело каждого человека (если, конечно, это не связано с насилием или развращением малолетних). А раньше это было грозное орудие в руках власти, в том числе для борьбы с инакомыслящими...

Журналисту "Сегодня" удалось познакомиться с уголовным делом в отношении Параджанова, много лет пролежавшим в архиве Киевского областного суда. О содержании этих материалов мы расскажем (и процитируем их) ниже. Но уже сейчас, забегая вперед, можно резюмировать впечатление от изучения документов 35-летней давности. Во-первых, безусловно, Параджанова "подставили", явно была команда "сверху" его посадить за свободолюбивую гражданскую позицию (он подписывал диссидентские письма, отстаивал, причем публично, свободу слова в СССР и т.п.). Во-вторых, так же несомненно, что нетрадиционная сексуальная ориентация у Параджанова имела место. Его влекло к мужчинам больше, чем к женщинам, о чем он сам в процессе следствия довольно убедительно говорил. Власти просто использовали это влечение (и связанные с ним реальные события) как повод "приземлить" непокорного мастера. Закон такое позволял...

Поражает также скорость, с которой состряпали "дело Параджанова" — в этом читатель убедится сам, сопоставив даты. А началось все с незаметного клочка бумаги в пол-листочка, на котором был исполнен донос...

"УСТАНОВИТЬ ЗАЯВИТЕЛЯ НЕ ПРЕДСТАВИЛОСЬ ВОЗМОЖНЫМ..."

Этот материал мы решили построить в основном на цитировании либо кратком пересказе настоящих документов, имеющих в уголовном деле №21-258. Все было так просто и так страшно...

ДОНОС. Дело началось с доноса, скорее всего, сфабрикованного самими правоохранителями, ибо найти автора милиция не смогла (очевидно, его и не было в природе). Вот текст.

"Начальнику милиции уголовного розыска от Петриченко Семена Петровича, проживающего...

Товарищ начальник! Мой гражданский долг заставляет меня обратиться к вам по поводу развратника и педераста Параджанова Сергея. Он на протяжении многих лет занимается развратом несовершеннолетних и молодых юношей и мужчин. Свой дом он превратил в притон разврата. Прошу Вас положить конец этим развратным действиям.

С уважением (подпись).

8.12.1973 года".

Донос был зарегистрирован в милиции 9.12.73. Виза: "Тов. Артеменко, проверить, при подтверждении возбудить дело".

Инспектор столичного угрозыска младший лейтенант Артеменко дело откладывать не стал. Вот докладная:

"Замначальнику УУР УВД Киева...

Докладываю, что при проверке заявления гр. Петриченко Семена Петровича заявителя установить не представилось возможным. Однако факты, изложенные в заявлении, подтвердились. Установлено, что Параджанов С.И., проживающий... на протяжении длительного времени занимался гомосексуализмом. Используя славу кинорежиссера, Параджанов склонял к совершению актов мужеложства многих мужчин... На основании изложенного прошу Вашего разрешения возбудить уголовное дело в отношении Параджанова С.И.

Инспектор УУР Артеменко.

12.12.1973 г."

Уже на следующий день нашелся человек, заявивший, что режиссер его "трахнул". Вот что показал некий Александр Воробьев, механик одного из НИИ. Дескать, с Параджановым знаком давно, не раз бывал у него дома. 6 ноября 1973 года, пишет механик, Воробьев поехал с коллегами в ресторан. Напился пьяным и не помнит, как очутился дома у Параджанова, хотя давал себе слово к нему больше не ходить. "Очнулся от того, что лежу голый на животе, Параджанов на мне. Почувствовал небольшую боль в заднем проходе, напрягся, сбросил Параджанова с себя...".

Нашли и допросили также 21-летнего Феликса Десятника, еще одного знакомого Параджанова. "Сегодня (13 декабря 1973 г. — Авт.) после долгого перерыва опять я пришел к нему". И не устоял перед обещаниям сняться в картине Параджанова (а раньше, мол, тот не раз уговаривал предаться гомосексуальным забавам, но Десятник отказывался). "...И позволил ему совершить с собой акт мужеложства, о чем сожалею".

Тогда же, 13 декабря, написал заявление и научный сотрудник одного из НИИ Михаил Сенин (которому, как оказалось, уготована скорая трагическая судьба, очевидно, из-за этого дела).

"Я познакомился на квартире Параджанова с Владимиром Кондратьевым... Вскоре после знакомства мы встретились у меня дома и между нами имел место акт мужеложства... Мне известно со слов Кондратьева, что акты мужеложства он совершал с Параджановым" (Кондратьев позже и сам это подтвердил. — Авт.). Признался в совершении актов мужеложства с Параджановым и некий Иван Писковой, а также львовянин-студент Валентин Паращук. Когда он стал студентом, выяснилось, что ему негде в Киеве жить. Параджанов предложил свою квартиру, Паращук согласился и они стали там жить вдвоем, с сентября 1973 года. Но, дескать, Валентин отказывал режиссеру в интиме, пока тот не выставил его за дверь. Паращук запросился обратно и Параджанов якобы поставил условие — оказываешь интимные услуги, тогда живешь у меня. Иначе – вон! "И тогда я, вопреки своей совести, вынужден был согласиться".

"ИЗ КИЕВА ВЫЕДУ, УЕДУ НА РОДИНУ"

Петля на шею режиссеру была накинута, осталось лишь ее затянуть. И это было сделано 17 декабря, в день возвращения Параджанова из Москвы. На другой день он был допрошен в милиции. Цитируем:

"Граждан Воробьева и Десятника я знаю, они бывали у меня на квартире... Ни с кем из мужчин я половое сношение не совершал... Я прошу подойти к разбору настоящего дела внимательно и дать мне возможность, ощутив свою моральную вину, не выносить разбор моего дела судом. А из Киева я выеду, поеду к себе на родину и там буду честно трудиться... Я не раз говорил Валентину Паращуку, что у меня в городе репутация педераста и что это отразится на его судьбе в институте".

Пошли очные ставки, на которых "жертвы" режиссера говорили слово в слово, как и на допросах, то есть обвиняли его в мужеложстве. А Параджанов утверждал, что все было лишь "между ног", что законом не карается.

20 декабря Параджанова арестовали. Дескать, режиссер под видом подыскания актеров для своих фильмов знакомился с мужчинами, приводил их домой и вступал в половые отношения. В тот же день был обыск на квартире Параджанова — безрезультатный. Ничего предосудительного не нашли и не изъяли.

21 декабря Параджанов был допрошен, как обвиняемый. Там есть такой момент: "Я встал на путь такого неестественного удовлетворения своей половой страсти после развода со своей женой, когда стал жить один. В 1964 году я болел венерической болезнью и лечился в Октябрьской больнице в Киеве. Я тяжело переживал заболевание сифилисом..."

В конце декабря — новый допрос Валентина Паращука. Он вспомнил о знакомстве Параджанова и Владимира Высоцкого в Москве.

"При мне к Параджанову приходил в гости Высоцкий... Сам Высоцкий не выпил и капли спиртного, а Параджанов, как никогда, напился до скотского состояния... Утром, придя в себя, Параджанов сказал мне, что я не настоящий мужчина, так как имел возможность употребить его в задний проход и не воспользовался такой возможностью".

Была допрошена и экс-жена Параджанова Светлана Щербатюк. Они развелись в 1962 году (а поженились в 1955-м). Она охарактеризовала бывшего мужа, как деспотичного и неуравновешенного человека. Дескать, очень ревнив, хотя ее не бил. Был щедрым к друзьям до расточительства, что ей не нравилось. Светлана припомнила: Параджанов ей когда-то рассказывал, что ранее был уже судим в Тбилиси, но когда именно, она не помнит, а за что и какой получил срок — не знает. О его гомосексуальных наклонностях она не подозревала, их супружеская интимная жизнь протекала нормально.

ПЕРВАЯ СУДИМОСТЬ. 26 декабря Параджанов был опять допрошен в СИЗО. Тема — судимость в Тбилиси. Оказалось, что он и впрямь был там судим Военным трибуналом в сентябре 1948-го. Привлекались Параджанов и другие в связи с уголовным делом за мужеложство в отношении майора КГБ Николая Микава.

Рассказывает сам Параджанов, в середине 40-х поступивший в тбилисскую консерваторию с помощью Микавы: "После того как я устроился в консерваторию, Микава в кабинете у себя поцеловал меня. Примерно через неделю после этого я случайно встретил Микава на улице и он попросил меня зайти к нему. В тот же день, часов в десять вечера, я зашел к нему в партком... Я имел с ним половой акт, причем совершил я его по просьбе Микава. Это был первый и последний раз... (в суде фигурировало больше. — Авт.). Это относится к декабрю 1944 года".

8 октября 1948 года в закрытом судебном заседании Военным трибуналом Войск МВД ГССР Микава был приговорен к 8 годам заключения, Параджанов и другие (всего 7 человек) — к 5 годам каждый. Но Параджанову, в соответствии с Указом Президиума ВС СССР от 7 июля 1945 года об амнистии, срок сразу был сокращен вполовину. По касационной жалобе в ноябре Военная коллегия Верховного суда СССР пересмотрела этот приговор и в итоге от отбытия наказания будущий режиссер (он в это время был студентом ВГИКа) был освобожден. В начале декабря 1948-го Параджанов был освобожден из тбилисской тюрьмы.

О "ДРАГОЦЕННОСТЯХ" ПАРАДЖАНОВА

Следствие вскоре от милиции перешло к следователю по особо важным делам при прокуроре УССР Евгению Макашову. При нем следствие всячески пыталось обвинить Параджанова еще и в спекуляции ценностями и валютой, но ничего из этого не вышло.

Макашов интересовался, на какие средства жил режиссер (подразумевая — не от спекуляции ли?). Параджанов отвечал, мол, только на законные. Например, за постановку фильма "Тени забытых предков" он получил 6 тысяч рублей (в те времена "Жигули" стоили 5,5 тысяч). Через год-полтора такую же сумму киевская студия Довженко выплатила ему за сценарий фильма "Киевские фрески". За сценарий и постановку фильма "Саят-Нова" армянская киностудия выплатила ему соответственно 6 и 3 тысячи рублей. Там же заплатили 2250 рублей, как соавтору фильма "Чудо в Оденсе". Сценарий "Интермеццо" был принят киевской студией, которая выплатила 4 тысячи рублей. Регулярной зарплаты он не получал, жил на эти гонорары.

Рассказывает художник по костюмам Лидия Байкова: "Разговоры об "исключительных" ценностях в распоряжении Параджанова базировались только на безудержных фантазиях. К примеру, все знакомые Параджанова десятки раз слышали о перстне, который ему якобы подарил сам католикос Армении. На самом же деле перстень этот появился у Сергея много лет тому назад, а сердцевину (бледно-голубой камень, окруженный мелкими алмазиками) он купил за 45 рублей у нашей общей знакомой... ".

ЕГО ИМЯ ПРИСВОЕНО ОДНОЙ ИЗ ПЛАНЕТ...

Сергей Иосифович Параджанов родился в Тбилиси 9 января 1924 года в армянской семье Иосифа Параджанова и Сиран Бежановой (настоящие имя и фамилия режиссера — Саркис Ховсепи Праджанян). В 1942—1945 годах он учился на вокальном отделении Тбилисской консерватории и на строительном факультете Тбилисского института инженеров железнодорожного транспорта.

В 1952 году Сергей Параджанов окончил режиссерский факультет ВГИКа. Работал в основном в Киеве, на студии им. Довженко, хотя время от времени также трудился в Тбилиси и Ереване. Дебютом режиссера в кино стал фильм "Андриеш", затем, помимо нескольких художественных картин, он снял ряд документальных и научно-популярных картин: "Наталия Ужвий", "Думка", "Золотые руки".

В 1964 году по мотивам произведений М. Коцюбинского Сергей Параджанов поставил фильм "Тени забытых предков" о жизни гуцула Ивана. На многих международных кинофестивалях фильм за два года проката удостоился 28 премий, наград и дипломов (например, премия Британской киноакадемии в 1966 году). Имя Параджанова приобрело немалую известность.

Режиссер вел активную общественную деятельность, ратовал за свободу слова, что, конечно, не нравилось властям. Затем была зона... Освободился он лишь 30 декабря 1977 года, после вмешательства в его судьбу видных мастеров искусства Запада, в частности, Луи Арагона (они написали письмо советскому руководству в защиту Параджанова).

Вернуться в Киев режиссеру не позволили, и он уехал в Тбилиси (киевскую квартиру у него забрали). В 1984 году Сергей Параджанов поставил по грузинской народной легенде фильм "Легенда о Сурамской крепости", а в 1988 году вышла его последняя законченная картина — "Ашик-кериб", снятая по мотивам одноименной поэмы Михаила Лермонтова. Параджанов также писал сценарии и был художником нескольких спектаклей. В 1989 году Параджанов начал снимать автобиографический фильм "Исповедь" на "Арменфильме", но начатая работа была вскоре прервана из-за прогрессирующей болезни режиссера. По приглашению правительства Франции он прибыл для лечения в Париж. К несчастью, болезнь была уже неизлечима. 21 июля 1990 года Параджанов скончался в Ереване и был похоронен в Пантеоне столицы Армении, рядом с Арамом Хачатуряном, Вильямом Сарояном другими деятелями искусства.

Параджанов — народный артист УССР (с 1990 года), лауреат Госпремии Украины им. Т. Шевченко (посмертно, 1991 г.). Решением ЮНЕСКО 1999 год был назван его годом. Его имя также присвоено планете №3963.

http://www.segodnya.ua/news/851530.html

 
ИНТЕРНЕТДата: Суббота, 29.08.2015, 18:50 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
Вся правда о судимостях Параджанова. ЧАСТЬ ІІ

В прошлой публикации мы рассказали, как донос неизвестно от кого (скорее всего, сфабрикованный по заказу власти) положил начало тюремным скитаниям знаменитого режиссера Сергея Параджанова.

В первой части нашего журналистского расследования мы упоминали о допросе архитектора Михаила С., который признал собственное мужеложство, и о его трагической судьбе. Через два дня после допроса С. обнаружили в ванной мертвым. Официальная версия — самоубийство (мол, стыдно стало). Вот что установил следователь:

СМЕРТЬ В ВАННОЙ. "16 декабря 1973 года в 20 часов... был обнаружен в ванной комнате труп гражданина С-а М.И., члена КПСС... В квартире С. обнаружено несколько предсмертных записок... По их содержанию и смыслу видно, что С. решил покончить жизнь самоубийством... 14 декабря С. был допрошен в качестве свидетеля по уголовному делу по обвинению Параджанова, привлекаемого прокуратурой УССР к уголовной ответственности за мужеложство. Из протокола допроса видно, что С. также занимался мужеложством... Единственным поводом к самоубийству С. могло послужить осознание им своего аморального поведения, а также боязнь ответственности за мужеложство... Постановил — уголовное дело по факту смерти С-а М.И. прекратить".

ИСПОВЕДЬ. Самого Сергея Параджанова следователь допрашивал многократно. Один из допросов растянулся на два дня (21—22 января 1974 года) и то, что говорил режиссер (во всяком случае, зафиксированное протоколом и скрепленное его подписью), похоже на крик его души.

"Я прекрасно понимал и понимаю неправильность и гнусность своего поведения при достижении удовлетворения своей половой страсти в сношениях с мужчинами. Как мог, я боролся с этим ненормальным чувством, женился... Но эта позорная страсть в отношении некоторых возбуждавших меня мужчин иногда становилась сильнее меня, тогда я не мог сдерживаться... Я считаю, что этот порок находится в моих генах от рождения... Братьев у меня не было, я рос и воспитывался вместе с сестрами, невольно разделяя их игры и интересы... Мне было чуть больше 20 лет, когда судьба столкнула меня с опытным профессиональным педерастом Микавой. Он занимал большой пост, был старше меня, воспользовался чувством моей благодарности за помощь в устройстве на учебу в консерваторию, и совратил меня. По его предложению я несколько раз вступал с ним в половые сношения в качестве активной стороны. Потом я нашел в себе силы порвать отношения с Микавой, бросил консерваторию и уехал в Москву. Потом поступил в институт кинематографии и думал, что мой порок никогда больше не проявится...

Женился, хотел ребенка. Семейное счастье было недолгим, мою жену-татарку убили татары за то, что она осмелилась выйти замуж по своему усмотрению не за татарина... В Тбилиси в 1948 году меня арестовали за связь с Микавой... Потом суд и помилование... Приехал на работу в Киев, сожительствовал с женщинами без каких-либо извращений. Наконец женился на Светлане Щербатюк, дождался рождения любимого сына... Потом разошелся со Светланой, вернее, она оставила меня... В 1964 году я от случайной связи во Львове заболел сифилисом. Заболевание не скрывал, сообщил об этом директору студии. Лечился, прекратил половую жизнь. Только тогда, когда мне врач официально разрешил жить половой жизнью, я возобновил отношения с М., был близок с другими женщинами. И опять меня стало беспокоить сильное влечение к мужчинам. Конечно, не ко всем, а только к некоторым, которые мне нравились и вызывали страсть... Я сдерживал себя, но в тех случаях, которые следствию известны, я удержаться не мог и добивался половых сношений. Половые сношения с мужчинами были более привлекательны для меня, чем близость с женщинами. Если от сношений с женщинами я безболезненно мог воздерживаться, то вспышки страсти к мужчинам буквально сжигали меня.

Я понимал, что влечение к мужчинам пагубно и говорил об этом своим товарищам. Многим я говорил, что я — педераст, но товарищи не верили, ругали меня, чтобы я не болтал глупостей. Другие знали, что я говорю правду и молчали. Своему самому большому и преданному другу Сурену Шахбазяну я как-то говорил, что мне нужно застрелиться, так как я не могу справиться со своей страстью к мужчинам..... В последнее время сдерживать себя от удовлетворения половой страсти к мужчинам я уже не мог, эта страсть оказалась сильнее меня. По поводу этой болезни к врачам не обращался... Когда в 1948 году я был арестован и привлечен к ответственности по делу Микавы, я дал правдивые и чистосердечные признания в своей причастности к преступной деятельности Микавы. Он в то время был председателем Грузинского общества культурных связей с заграницей, а раньше работал в системе органов госбезопасности Грузии... Инициатором нескольких актов мужеложства, которые были совершены меною и Микава, был последний, который, по существу, совратил меня... Под стражей я пробыл с 14 августа 1948 по декабрь 1948..."

ФИНАЛ СЛЕДСТВИЯ. В конце марта 1974 года следствие уже финишировало, Параджанова привлекли в качестве обвиняемого. Ему инкриминировали акты мужеложства с Владимиром К., Иваном П., Феликсом Д., что подпадало под ст. 122, ч. 1 УК УССР. Кроме того, инкриминировали ч. 2 той же статьи за совершенный акт мужеложства с Александром В., когда тот находился в беспомощном состоянии (был сильно пьян, а значит, был факт насилия над ним). А еще якобы распространял порнографию, что выражалось в том, что показывал знакомым такого рода изображения, чем нарушил ст. 211 УК.

В отношении Михаила С. (в связи со смертью), Александра В., Валентина П. и Феликса Д. следователь Макашов дело прекратил. В итоге под суд пошли только трое: Сергей Параджанов и Владимир К. по двум статьям (мужеложство и порнография, причем Параджанов по двум частям ст. 122), Иван П. — только по ст. 122, ч. 1. 9 апреля прокурор УССР Федор Глух утвердил обвинительное заключение и направил в Киевский областной суд. Первое заседание (закрытое) там наметили на 11 утра 23 апреля под председательством судьи Мищенко. Родня Параджанова просила перенести суд хотя бы на 10 мая, чтобы успеть привлечь московских адвокатов, но им отказали.

"ПРОКУРОР БЫЛ ЖЕСТОК, НО СПРАВЕДЛИВ

Суд был скорым, заседали всего два дня — 23 и 24 апреля 1974 года. В своем последнем слове подсудимый Параджанов сказал:

"Я свой гомосексуализм не скрывал и не скрываю, это моя болезнь, я болею с детства... Я не могу благодарить прокурора, он был жесток. Жесток, но справедлив и от закона не отступил ни на йоту. Я приношу свои извинения конвою, этим прелестным мальчикам, которые слушали всю эту грязь. Прошу суд вынести справедливый приговор".

Этот приговор прозвучал на другой день, 25 апреля. Был он точно такой, какой и просил прокурор: 1 год по ст. 122, ч. 1, один год по ст. 211, 5 лет по ст. 122, ч. 2. В итоге – пять лет в ИТК строгого режима для Параджанова. К. и П. получили по году условно с испытательным сроком на 3 года. Кассация Параджанову не помогла, Верховный суд СССР оставил приговор в силе. Начались самые страшные годы в судьбе знаменитого режиссера...

ЮРИЙ ИЛЬЕНКО: "У НЕГО СТАЛИ СОБИРАТЬСЯ ПЕДЕРАСТЫ И АГЕНТЫ КГБ..."

Доктор сказал: "Сергей Иосифович, никогда не соглашайтесь ни на какие уколы на зоне. Потому что есть команда ввести вам раствор гипса! А это тромб и остановка сердца..."

Родился 9 мая 1936 года в семье инженера и медработницы. В 1960-м закончил ВГИК. Главные вехи творчества (как режиссера, оператора, сценариста): "Тени забытых предков" (фильм получил 165 международных наград), "Белая птица с черной отметиной" (фильм удостоен Золотого приза Московского кинофестиваля), "Легенда о княгине Ольге" (фильм посмотрели 70 млн человек), "Молитва за гетьмана Мазепу" (показ в главной программе в номинациии "Вне конкуренции" на Берлинском кинофестивале). Академик, профессор, народный артист УССР, лауреат многочисленных премий. 15 лет преподавал на кафедре кинорежиссуры и кинодраматургии института им. Карпенко-Карого (которую сам и создал). Сейчас пенсионер-чернобылец 2-й категории. Готовит к печати трехтомник "Докладная апостолу Петру" о кино и не только...

— Вы помните детали суда над Параджановым, где выступали свидетелем?

— Помню, наверху, вроде как на галерке, сидели два человека, которых представили, как журналистов. Догадываюсь, из какой "конторы" они были на деле... Не знаю, сколько попало в протоколы, но я говорил 40 минут, разумеется, в защиту Сергея. Смысл моей речи сводился к тому, что власть в принципе не имеет права судить Параджанова, ибо его вклад в искусство неоценимо велик.

— С чего, по-вашему, начались неприятности у Параджанова?

— Случилось несчастье — покончил с собой архитектор Миша С. Причем якобы оставил после себя некое предсмертное письмо, в котором фигурировал Параджанов, но его никто не видел, исчезло при загадочных обстоятельствах. Остались только слухи, которые комментировать не желаю. Этот Миша на самом деле был из испанских детей, которых после крушения революции в Испании привезли в СССР. Кто-то попал в детдом, кого-то усыновили. Мише повезло, он попал в семью высокопоставленного украинского функционера С., где и вырос. И когда покончил с собой, разъяренный приемный отец посчитал, что во всем виноват Параджанов и с этой мыслью попал на прием якобы к самому Владимиру Щербицкому. Могущественный глава КПУ поддержал С. в его гневе и будто бы дал прямую команду: во что бы то ни стало найти компромат на Параджанова, посадить развратника и раз навсегда закрыть эту тему. (Эта версия не совсем "вяжется" по датам уголовного дела. Дело уже возбудили, а Михаил С. еще был жив и даже допрошен, а уж потом покончил с собой — см. публикацию рядом. — Авт.)

На тот момент я уже с Сергеем не общался, мы побили горшки намного ранее. Дело в том, что в его квартире на площади Победы стала собираться не та компания, что прежде. Вместо людей искусства — одни педерасты да агенты КГБ. А я не любил и не люблю ни тех, ни других.

— После суда вы виделись с Параджановым?

— После выхода из зоны Сергей несколько раз нелегально (официально ему это было запрещено) приезжал в Киев. Мы встречались и именно тогда он мне надиктовал на магнитофон свои зэковские рассказы. И сказал: "Я тебе их дарю!" Я использовал 12 сюжетов (всего их было больше), свел в один и фамилию Параджанова поставил, как соавтора сценария. В итоге снял фильм "Лебединое озеро. Зона", который, как известно, получил два приза на Каннском фестивале.

Некоторые из имеющихся у меня кассет я никогда не буду цитировать, потому что там содержание просто страшное. О его жизни там, на зоне... О системе "опускания" человека, которая его уничтожает полностью морально...

— И его там тоже "опускали"?

— Сергей не только сам через это прошел, но был и исполнителем, его принуждали. Параджанова несколько раз переводили из зоны в зону. Он рассказывал, что это было самое страшное — когда ночью за ногу тянут охранники, мол, вставай, тебя переводят... А на новой зоне — опять процедура "опускания", все муки и унижения сначала... Зон этих было много, сколько точно, не скажу, но когда я снимал фильм "Лебединое озеро. Зона", я объехал 42 зоны. И во многих нашлись следы пребывания Сергея Параджанова.

У него на зоне как-то был сердечный приступ. Попал в больничку и там его узнал врач, который видел "Тени...", был в восторге от фильма. И этот доктор сказал: "Сергей Иосифович, никогда не соглашайтесь ни на какие уколы на зоне. Потому что есть команда ввести вам раствор гипса! А это тромб и остановка сердца..." Сергей это запомнил и уколы себе, даже после зоны, всегда делал сам. Он был диабетик, ему требовался инсулин и я видел, как он колол его себе прямо через рубашку в живот... По его словам, это такой зэковский способ, считается, что если через рубашку, то она становится неким фильтром от инфекции. Вместо протирки спиртом...

Когда Луи Арагон и другие деятели искусства обратились к советскому руководству с просьбой освободить Параджанова, то Брежнев к их мнению прислушался и такую команду дал. Но... Сергея никак не могли найти на зоне — оказалось, что он был зэком без номера! Уничтожили все документы о его пребывания на зонах, потому что было негласное указание — он не должен был выйти на свободу никогда...

— Очевидно, что Параджанова посадили по чьей-то "высокой" команде. Неужели дело только в истории с Михаилом С.?

— Попытки изолировать его от общества были значительно раньше. Был эпизод с подписанием так называемого "письма Дзюбы". Надо сказать, что мифы о тогдашнем диссидентстве в Украине — это тоже такие же мифы, как и другие... Правда была в том, что Дзюба написал письмо в ЦК Компартии и ходил, искал тех, кто подпишет его. Что означало подписание? Означало, что тебя лишат работы, возьмут под "колпак" и, вообще, будут судить. Что, Дзюба этого не понимал? Тогда он был бы дурак, но это далеко не так... Ладно. Я был свидетелем того, как Дзюба пришел с предложением о подписании письма к Параджанову. Сергей его подписал. В принципе, это и была, так сказать, первая "наводка" на Параджанова для власти. Кстати, когда Сергей подписал это письмо и я тоже уже протянул свою руку с ручкой, чтобы подписать, то Параджанов схватил меня за эту руку и закричал Дзюбе: "Только Юру не впутывай сюда!"

Но была еще одна фантастическая мотивация того, почему Сергей пошел в зону. Дело в том, что Параджанов поначалу снял 4 или 5 плохих фильмов. И внезапно — "Тени...", которые просто сорвали крышу у мирового кино! Перед Сергеем встала серьезная проблема — создание следующего фильма. С его неимоверными амбициями, к тому же подкрепленными истинной гениальностью, ему надо было снять фильм еще более сильный, чем "Тени..." Но в той ситуации сделать это Сергей не мог. Что только он ни пробовал, но ничего похожего не получалось. И он стал делать все, чтобы его... посадили! Он и Тарковскому говорил: "Андрей, тебе, чтобы стать великим русским режиссером, надо два-три года посидеть в тюрьме". Параджанов сознательно шел на то, чтобы самим фактом своего ареста и нахождения в тюрьме поднять на немыслимую высоту свой миф, свой авторитет.

— Вы согласны, что Параджанов — гений?

— О Параджанове сложено много мифов, причем не без его помощи, ибо сам Сергей Иосифович был великий мифотворец. Я меня нет большого желания сегодня участвовать в этом мифотворчестве, скажу лишь, что Параджанов — фигура и более трагичная, и более конфликтная, и более гениальная, чем это зачастую представляется... Но это — мои знания о Сергее. А я знал его ближе многих, которые сегодня творят мифы...

Александр Корчинский
http://www.segodnya.ua/news/853691.html
 
Форум » Тестовый раздел » СЕРГЕЙ ПАРАДЖАНОВ » Вся правда о судимостях Сергея Параджанова
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz