Пятница
29.03.2024
13:20
 
Липецкий клуб любителей авторского кино «НОСТАЛЬГИЯ»
 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | "ДЕРСУ УЗАЛА" 1975 - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Тестовый раздел » АКИРА КУРОСАВА » "ДЕРСУ УЗАЛА" 1975
"ДЕРСУ УЗАЛА" 1975
Светлана_РуховичДата: Среда, 02.05.2012, 21:40 | Сообщение # 1
Группа: Проверенные
Сообщений: 69
Статус: Offline
Один из самых лучших фильмов о дружбе. Неторопливое, плавное повествование, что не характерно для Куросавы, и вместе с тем трогательный, поэтичный, с глубоким философским смыслом фильм о мудрости, гармонии с природой и с самим собой. Для Дерсу всё в природе «люди», всё достойно внимания, понимания и уважения. Огонь, вода, ветер – тоже «люди», и они оживают в кадрах фильма, наполненного пронзительной музыкой и звуками тайги.

«ДЕРСУ УЗАЛА» (яп. デルス・ウザーラ) 1975, СССР-Япония, 144 минуты
— фильм Акиры Куросавы, включённый в 1995 году в список 45-ти величайших фильмов всех времён, составленный в Ватикане к столетию кинематографа








Сюжет фильма основан на одноимённом романе учёного и писателя, известного путешественника и исследователя Дальнего Востока Владимира Арсеньева. История его дружбы с проводником Дерсу Узала, чьи необыкновенные личные качества восхищали В. Арсеньева. Их путешествие по Уссурийской тайге, полное опасных приключений, составляет сюжетную основу фильма, однако смысл повествования выходит далеко за рамки сюжета: это история о братстве людей, о том, что все мы — дети одной земли. Время действия — 1902—1907 гг.

Съёмочная группа

Автор сценария: Юрий Нагибин, Акира Куросава
Режиссёр: Акира Куросава
Оператор: Юрий Гантман, Фёдор Добронравов, Асакадзу Накаи
Художник: Юрий Ракша
Композитор: Исаак Шварц

В ролях

Максим Мунзук — Дерсу Узала
Юрий Соломин — Арсеньев
Светлана Данильченко — Анна, жена Арсеньева
Дима Коршиков — Вова
Суйменкул Чокморов — Чжан Бао
Владимир Кремена — Туртыгин
Александр Пятков — Олентьев
Михаил Бычков — член отряда Арсеньева
Советбек Джумадылов
Николай Волков
Доржи Сультимов
Даниил Нетребин
Владимир Приходько
Игорь Сыхра
Янис Якобсон

Режиссёр о фильме

«Я начал своё образование с русской классики. Я врос в неё, и это отразилось на моём творчестве. Книги Владимира Арсеньева дали мне возможность продолжать размышления о том, что волновало меня всегда. Почему люди стараются быть счастливыми, как сделать их счастливыми, как сделать их жизнь счастливой?... Книги В. Арсеньева “По Уссурийскому краю” и “Дерсу Узала” я впервые прочёл… когда еще был ассистентом режиссёра. Уже тогда меня увлек этот человек – Дерсу. И уже с тех пор я мечтал о том, чтобы когда-нибудь экранизировать эти книги… Уже собрался снять этот фильм на Хоккайдо и даже нашел на роль Дерсу подходящий типаж… …позднее я понял, что на Хоккайдо фильм по-настоящему не мог бы получиться. Здесь иные, не похожие на Уссурийскую тайгу масштабы природы. Здесь не мог бы жить такой человек, как Дерсу. Эту картину надо было снимать на русской земле…».

Награды

1975 — Золотой приз и премия ФИПРЕССИ на IX Московском кинофестивале
1976 — премия «Оскар» за лучший иностранный фильм, показанный в США
1976 — Премия «Юсси» и диплом Ассоциации финских критиков советскому акционерному обществу «Космос-фильми» в Финляндии за выпуск фильма на экраны страны
1977 — Два приза «Давид ди Донателло»: за лучшую режиссуру иностранного фильма (Акира Куросава) и «Специальный Давид» за качество производства («Мосфильм»)
1977 — премия «Серебряная лента» Итальянского национального синдиката киножурналистов за лучшую режиссуру иностранного фильма (Акира Куросава)
1977 — Специальный приз Национальной ассоциации писателей и сценаристов Испании за лучший иностранный фильм, показанный в стране
1977 — Премия Союза испанских кинокритиков за лучший иностранный фильм (совместно с х/ф «Барри Линдон»)
Премия французских кинокритиков за лучшую актерскую игру (Максим Мунзук)
1980 — Лучший фильм среди фильмов 1970-х годов по опросу кинокритиков Перу

Интересные факты

Некоторые сцены фильма снимались в Москве на территории бывшего села Волынского (ныне районы Очаково-Матвеевское и Фили-Давыдково ЗАО г. Москвы).

В титрах фильма указан режиссер Владимир Васильев, а Акира Куросава только в авторах сценария.

Сайт о фильме

http://www.dersuuzala.info/wordpress/?page_id=85

Смотрите фильм

https://vk.com/video16654766_456239145
 
ИНТЕРНЕТДата: Пятница, 28.07.2017, 21:18 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
ДЕРСУ УЗАЛА

Знаменательное возвращение Куросавы после провала в прокате "Додэскадэна", попытки самоубийства, болезни и долгого молчания. Получив от Герасимова приглашение снять фильм в совместном производстве с СССР, Куросава вспоминает о прочитанных когда-то давно мемуарах русского исследователя В.К.Арсенева и предлагает взять их за основу для сценария. В этой грандиозной и простой картине Куросава-гуманист в образе старого охотника Дерсу показывает мудрость и знание, опыт и проницательность, умение приспосабливаться к окружающей среде и душевную доброту. Эта смесь возвращает нас к истокам любых цивилизаций, будь то западные или восточные; к тем временам, когда народы еще не были разобщены, задолго до отрыва от живой среды, в которой они когда-то зародились. Кроме того, Куросава с большим уважением описывает наивный анимизм Дерсу, который разговаривает с огнем, ветром, водой и тигром, как с живыми людьми. В этом анимизме все связано между собой всемирными братскими узами. Именно это братство занимает мысли Дерсу, когда он размышляет о барсуке, рыбах и всякой живности, обитающей в тайге, когда оставляет еду в заброшенной хижине для будущего гостя. Посыл фильма ясен: вне этого братства нет спасения ни человеку, ни миру. Этот возврат к истокам цивилизации и морали, выполненный в масштабном и простом стиле, обладает вечной актуальностью.

Жак Лурселль
http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/1775/annot/
 
ИНТЕРНЕТДата: Пятница, 28.07.2017, 21:20 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
Как СССР помог Куросаве найти "Оскара" - оператор ленты "Дерсу Узала"

Японский режиссер Акира Куросава вошел в плеяду величайших мастеров кино 20-го века, учениками которого считали себя Мартин Скорсезе, Стивен Спилберг и Джордж Лукас. Его единственная снятая в 1974 году совместно с Мосфильмом лента "Дерсу Узала" получила "Оскара" как лучшее иностранное кино. О том, как снимался этот фильм, рассказал РИА Новости его оператор - Федор Добронравов, который последние 20 лет живет в Нью-Йорке. "Федор-сан" звал его режиссер и так же подписывал его имя на конверте с открытками, которые отправлял почти до смерти.

Первая встреча - самовар вместо планов

Советский Союз предложил Куросаве снять совместное кино вскоре после его не слишком удачной работы в Голливуде и остракизма на родине. Он принял предложение, вернувшись в кино после неудачной попытки самоубийства и душевного кризиса.

"Мы сидели на Мосфильме, ожидая делегацию японцев, которая в нашем воображении должна была быть очень малого роста. Когда вошел гигант Куросава, мы просто остолбенели, зато остальные как на подбор соответствовали нашему стереотипу", - вспоминает Добронравов.

Еще до того, как дверь распахнулась, он уловил запах хорошего коньяка и иностранных сигарет. Носитель аромата бросился к нему и стал целовать руку. "Я так испугался, что схватил японца в охапку и заткнул ему пол-лица своим поцелуем, чтобы нейтрализовать. Куросава был весьма удивлен градусу нашего приветствия и спросил через переводчика, когда мы успели так подружиться", - рассказывает Добронравов.

Это оказался Асакадзу Накаи, который, видимо, по габаритам принял советского оператора за старшего и вспомнил какой-то очень старинный японский обряд.

"Японцы деловито заняли свои места и разложили бумаги. Мы все пришли с пустыми руками, но не растерялись и притащили тут же самовар. Первая встреча прошла тепло", - улыбается Добронравов.

Как Куросава нашел своего Дерсу

Куросава давно мечтал сделать экранизацию романа Владимира Арсеньева "Дерсу Узала". Как выяснилось, это одно из его любимых произведений. C выбором Юрия Соломина на роль самого писателя у Куросавы колебаний не было - после "Адъютанта его превосходительства" на советском экране трудно было найти более подходящего "аристократа-интеллектуала". Но что касается Дерсу...

Шли месяцы, а актера на его роль так и не было. Приходили на пробу многие, даже певец, исполнявший тогдашний хит "Увезу тебя я в тундру". Куросава отмахивался и постоянно просматривал советские фильмы.

Однажды он вдруг встрепенулся во время просмотра одного из малоизвестных фильмов и ткнул пальцем в экран на массовом эпизоде, указав на бегущего маленького кривоногого человечка. Никто не знал, кто это, даже режиссер фильма. В итоге расследования удалось все же выяснить, что это Максим Мунзук из тувинского музыкального театра. Куросава тут же отдал Добронравову и второму оператору распоряжение доставить этого человека.

"В тувинском театре нам сказали, что Мунзука увидеть нельзя, так как он ушел на охоту... Прошла почти неделя, срок нашей командировки был давно завершен, мы собрались улетать на следующий день, когда к нам в номер пришел странный человечек, прямо в своем охотничьем снаряжении. Его никто не назвал бы красавцем, поэтому мы прихватили в Москву еще двух актеров, по-симпатичней, на наш взгляд. А охотниками в Туве оказались все", - вспоминает Добронравов.

Смотрины начались неудачно - сначала операторы запустили "симпатичных", Куросава опять был недоволен и ворчал. Третьим пошел Мунзук.

"Мы впихнули его в комнату к Куросаве, а сами даже побоялись идти, подслушивая за дверью. После затянувшегося молчания мы, наконец, из любопытства открыли дверь - Куросава усадил Мунзука в собственное кресло и просто любовался им. Он и после неизменно называл его своим самым любимым актером в жизни", - говорит Добронравов.

Конфликт цивилизаций

Работать с Куросавой было не просто - съемочный день начинался в 7 утра и тянулся 15 часов.

Он хотел передать нюансы всех четырех времен года, в итоге фильм снимали два года. Режиссер очень любил снимать переходы времен года, особенно от весны к лету и от лета к осени. К каждому кадру он набрасывал собственный эскиз, все усы и бороды у актеров были настоящими, а солдатские ремни собственноручно подстаривал "наждачкой".

"На съемках он был даже капризен - у него все должно было быть настоящим. Он заставил художника перестраивать избу из-за того, что бревна кривовато легли. "У того, кто строит, должен быть отвес!", - сказал он, не принимая никаких возражений", - рассказывает Добронравов.

Вначале работа не клеилась из-за "цивилизационных различий" - советская бригада с "суточными" в полтора рубля сидела и по традиции лузгала семечки, пока Куросава "обживал" очередной кадр, пристраивая найденную живописную корягу. Он просто не понимал, почему на советской пленке вдруг оказывался брак, и ему надо переснимать эпизоды. Не принимал небрежность. Потом началось "сближение культур".

"По сценарию, нам нужно было соорудить ловушку на зверя - яму, замаскированную ветвями. Куросава пришел на место не в духе, покрутился и куда-то исчез... Мы нашли его позже в нашей ловушке, из которой он не мог выбраться, абсолютно счастливого - "молодцы, здорово сделали, а я вам не доверял", - вспоминает Добронравов.

Куросава стремился, чтобы в кадре все жило. Однажды у него даже схватило сердце, когда налетевший тайфун оборвал золотую таежную листву накануне съемок задуманной сцены. Пригодился "мосфильмовский" багаж - Добронравов заказал из Москвы десять ящиков осенних гирлянд, и все накручивали их на оголенные деревья, перенося из сцены в сцену. Куросава навешивал листики вместе со всеми.

"Больше всего нас шокировало то, что за Куросавой всегда ходила его секретарь по имени Нагами, которая конспектировала все, что говорил он и мы. Однажды мы что-то обсуждали, и Куросава сказал - сделайте так, как предлагали во вторник. Я уже не помнил - тогда Нагами раскрыла свою книгу и зачитала все, что я сказал", - вспоминает Добронравов.

Не говори много

"Мосфильму" едва удалось пробить съемки на Дальнем Востоке в Арсеньеве, на родине писателя. Это сплошь была секретная зона, куда иностранцам и японцам тем более доступа быть не могло. "Мосфильм" не смог уговорить Куросаву снимать "тайгу" под Москвой, и съемки начались исключительно благодаря какому-то постановлению правительства.

"Мы жили в гостинице военного предприятия, а еду нам поставляла полевая кухня ближайшей воинской части. Общаться в военспецами было категорически воспрещено. К съемочной группе был приставлен сотрудник КГБ, который безучастно всегда присутствовал рядом. Но японцы все равно умудрялись скрыться в тайге. У них были какие-то карты, и мы знали, что они ищут могилы своих солдат", - говорит оператор.

Куросава два года ел со всеми вместе за одним столом тот же набор советского солдата из той же железной миски и железной кружки. Иногда он приглашал команду к себе на чай.

"Чай он готовил интересно - смешивал чай с кипятком, взбивал кисточкой для бриться до зеленой пены, которую раскладывал в наши чашки и называл зеленым чаем. За глаза мы смеялись над таким чаем и в свою очередь приучали к русской водке. Куросава также не отказывался", - улыбается Добронравов.

Любимым выражением Куросавы на съемках было "Не говори много" - вся советская съемочная группа выучила это изречение по-японски, вставляя в любой контекст.

"Мы не преодолели полностью барьеры языка и цивилизаций. И я никогда не осмелился спросить Куросаву про шрамы на его запястьях", - признается Добронравов.

Фильм получил "Оскара", вошел в историю кинематографа, но не имел кассового успеха. Он получился несколько затянутым со слишком печальным концом - о том, что время стерло даже могилу Дерсу, полагает его уцелевший создатель.

"В этой прощальной сцене мы намучились с Мунзуком, который не хотел умирать и отказывался лечь в могилу. Мы уже накрывали его попоной перед камерой, а он все еще шевелился. Он был милым, забавным и суеверным человеком", - говорит Добронравов.

Максим Мунзук ушел из жизни в 1999 году в возрасте 89 лет. Они были ровесниками с великим Куросавой, который умер годом раньше. После своего выздоровления в работе над Дерсу мастер создал немало шедевров на перекрестке культур востока и запада и получил еще одного "Оскара" - "за вклад в киноискусство".

https://ria.ru/culture/20080729/115115773.html
 
Андрей_ШемякинДата: Пятница, 28.07.2017, 21:20 | Сообщение # 4
Группа: Проверенные
Сообщений: 182
Статус: Offline
Экранизация прозы В.Арсеньева великим Куросавой - самая большая, на мой взгляд, удача нашего кино в сфере совместного производства. Юридически, впрочем, картина делалась целиком на "Мосфильме", и великий режиссёр специально отметил на пресс-конференции, что "советская сторона даёт (...)большие возможности(...), не ограничивает в сроках" - в пику "японскому кинобизнесу" (полагаю, и американскому тоже). Но, стало быть, другая "сторона" всё-таки была. Отмечалось, что Куросава хотел снимать фильм по книге давно, за тридцать лет до того, как это получилось, даже написал сценарий, что отверг природу острова Хоккайдо, и стал снимать в Уссурийской тайге, то есть там, где происходит действие книги. И что поехал он снимать свой шедевр после длительного кризиса и попытки самоубийства. Если учесть, что она была в начале 70-х, то становится понятно: переговоры шли долго. Но в итоге сошлись на экологическом аспекте (благо "разрядка", - некоторое потепление отношений СССР со внешним миром- всё-таки шла). По словам режиссёра, "произведения Арсеньева дают возможность поставить актуальнейшую тему века - природа и человек, их взаимоотношения. Человек должен бережно относиться к своей земле, к её природной красоте". Уцепившись за эту фразу, Лев Аннинский выстроил целую концепцию (в одной из лучших своих статей - "Спектр простоты"), противопоставив Куросаву позднего Куросаве раннему, отметив, что к Мастеру, после многих потерь, пришло некое озарение, ведущее душу великого бунтаря к смирению перед порядком вещей. Человек внутри органического Целого: "почва" требует своего, но с ЭТОЙ жертвой можно хотя бы смириться. "Естественный союз человека и природы - не идиллия. И драма всё равно свершится. Однако есть разные уровни этой драмы; впервые у Куросавы драма человеческого существования принимает не формы яростного абсурда, а формы мудрого понимания". Это был единственный фильм Куросавы, снятый за 70-е. Но Учитель на этом не остановился. Потому что Природе тоже не нужно единичное и единственное, - чтобы сохраниться, ей нужно бесперебойное воспроизводство. А человек так не может. Ясно одно: после "Дерсу Узала" начался совсем другой Куросава, а фильм, снятый в СССР, стал своего рода нашим прощанием с человеком, так много значившим для нас в переломные времена 50-х-60-х. Поздний Куросава, действительно, возвращается домой. но лишь для того, чтобы задавать вопросы уже своей культуре, при всех её связях с культурой Европы. В этом качестве он уже был не очень нужен, и хотя следующий его фильм "Кагемуша" ("Тень воина") хоть и вышел в советский прокат, но - увы, - не вызвал такого резонанса, как хотелось бы. Зато "Дерсу Узала" был премирован золотом на Московском кинофестивале. И ещё мемуаристы сохранили деталь: закончив съёмки и отбывая в Японию, Куросава плакал в московском аэропорту. Возможно потому, что предчувствовал: его фильмом восхитятся, но никого и ничему он уже не научит. Семидесятые, а вместе с ними весь уклад жизни, шли к концу, и вновь понадобился Шекспир, чтобы измерить жизнь, наступающую на человеческое лицо, её действительной мерой.
 
Елена_БондарчукДата: Пятница, 28.07.2017, 21:31 | Сообщение # 5
Группа: Проверенные
Сообщений: 35
Статус: Offline
Потрясающая история о дружбе, искренности, служении Родине и природе, которая поразила Акиру Куросаву ещё в начале 40-х годов, когда он прочёл книги нашего выдающегося исследователя Владимира Арсеньева об Уссурийском крае, о тайге и невероятном человеке с кристально чистой душой, которого звали Дерсу Узала. Волею судьбы через много лет Куросаву пригласили снимать русский фильм по книге Арсеньева. Даже трудно представить, как можно было создать такую тонкую душевную драму, переливающуюся всеми оттенками чувств, эмоций, отношений, да ещё и запечатлеть великую силу и красоту природы русской, режиссёру – японцу с русскими актёрами, русской съёмочной бригадой и русским соавтором сценария – Юрием Нагибиным! Но разве нужны слова? Куросава настолько прочувствовал сюжет, что это передалось всем. И, конечно, прекраснейшая музыка Исаака Шварца стала завершающим штрихом этой удивительной картины, словно заострив щемящую тоску по той неведомой, утерянной чистоте единения человека с человеком и человека с природой, которая прозрачной слезой заблестела в глазах зрителя. Фильм получил множество наград, в том числе – Оскар за лучший фильм на иностранном языке.
 
Форум » Тестовый раздел » АКИРА КУРОСАВА » "ДЕРСУ УЗАЛА" 1975
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz