ЛЮБОВЬ СВАНА
Эстетская историческая мелодрама Немецкий режиссёр Фолькер Шлёндорф проявил немалую смелость и дерзость, решив взять для перенесения на экран первую часть второго романа из многотомной психологической эпопеи «В поисках утраченного времени» французского писателя Марселя Пруста и сконцентрировав внимание на одной лишь любовной линии — истории сложных взаимоотношений аристократа Свана и известной куртизанки Одетты, что происходило в Париже в 1885 году. А вот грандиозные замыслы по экранизации прозы Пруста такими «аристократами кинематографа», как Лукино Висконти и Джозеф Лоузи, всё же остались нереализованными. Зато проект Шлёндорфа, привлёкшего к работе над сценарием не только опытного французского автора Жан-Клода Карьера, который тонко чувствует стиль самых разных творцов, но ещё и знаменитого английского режиссёра Питера Брука, был осуществлён довольно быстро и почти без помех.
Как ни странно, их кинематографическая версия убеждает, несмотря на то, что постановщику «Любви Свана» было нелегко преодолеть до конца определённую холодность, бесстрастность, сухость и рационализм своей творческой манеры. «Безупречный вкус, но мало огня» — характеристика критиков всё-таки точна. Атмосфера эпохи действительно воспроизведена в фильме блестяще, утончённо и изящно — но без помощи такого искусного мастера изображения, как шведский оператор Свен Нюквист, Фолькеру Шлёндорфу было бы неизмеримо труднее справиться с этой задачей (однако премии «Сезар» достались только художнику-постановщику и художнику по костюмам).
Удачно выбраны актёры на главные роли: дуэт англичанина Джереми Айронса и итальянки Орнеллы Мути сумел передать и возвышенность чувств, и мучительность желания, и каприз любви. Но самой неожиданной, вызвавшей бурю негодования и даже настоящий скандал стала блистательная работа Алена Делона, как раз несостоявшегося Свана в проектах Висконти и Лоузи, а у Шлёндорфа он сыграл сатирическую, гротескно заострённую роль барона Шарлю, гомосексуалиста. Французская публика упорно не желала принимать своего любимца, героя-супермена с холодным взглядом и безжалостным сердцем, в образе доморощенного философа удовлетворения всевозможных прихотей и бездумного прожигания жизни.
Сергей Кудрявцев
http://www.kinopoisk.ru/level/3/review/884512/