Суббота
23.10.2021
17:53
 
Липецкий клуб любителей авторского кино «НОСТАЛЬГИЯ»
 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | "НЕБЕСНЫЙ ЗАМОК ЛАПУТА" 1986 - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Тестовый раздел » ХАЯО МИЯДЗАКИ » "НЕБЕСНЫЙ ЗАМОК ЛАПУТА" 1986
"НЕБЕСНЫЙ ЗАМОК ЛАПУТА" 1986
Александр_ЛюлюшинДата: Понедельник, 25.01.2021, 19:09 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 3066
Статус: Offline
«НЕБЕСНЫЙ ЗАМОК ЛАПУТА» (яп. 天空の城ラピュタ Тэнку: но сиро Рапюта) 1986, Япония, 125 минут
— полнометражное аниме режиссёра Хаяо Миядзаки – первый фильм студии «Гибли»


Альтернативная реальность, соответствующая началу XX века. В руках девочки по имени Сита находится Летающий Камень. За ним охотятся агенты правительства и пираты, потому что Камень представляет огромную ценность. Пытаясь скрыться от преследователей, Сита встречает Падзу, своего ровесника, работающего в шахтерском городке. Вместе дети выясняют, что Камень – ключ к таинственному летающему острову Лапуте.

Съёмочная группа

Режиссёр: Хаяо Миядзаки
Сценарий: Хаяо Миядзаки, Джонатан Свифт
Оператор: Хироката Такахаси
Композитор: Дзё Хисаиси
Художники: Тосио Нодзаки, Нидзо Ямамото
Монтаж: Ёсихиро Касахара, Хаяо Миядзаки, Такэси Сэяма

Список персонажей

Си́та (яп. シータ Си:та) — главная героиня, рано осиротевшая и получившая в наследство кристалл Летающего Камня. Потомок королей Лапуты, наследная принцесса, имеющая древнее тайное имя Люси́та Тоэ́ль Ур Лапу́та (яп. リュシータ・トゥエル・ウル・ラピュタ Рюси:та То:уэру Уру Рапюта), до того, как её похитили и попытались увезти, ничего не знавшая о своих предках сирота-пастушка из горной деревни. Правительственные агенты во главе с Муской похищают Ситу. Во время пиратского нападения на дирижабль Сите удается вновь завладеть камнем, оглушив Муску ударом бутылки по голове. Затем она снова попадает в плен к Муске, но её новый друг, смелый мальчик Пазу, спасает её. В конце фильма произносит вместе с Пазу разрушительное заклинание, уничтожая таким образом часть Лапуты и защищая мир на Земле.

Сэйю: Кэйко Ёкодзава
Пазу́ (яп. パズー Падзу:) — главный герой, ровесник Ситы, сирота, помощник мастера шахтёрской печи. Его пропавший без вести отец был военным лётчиком, однажды во время полёта видел Лапуту и даже сумел сфотографировать. Пазу, как и его отец, мечтает найти Лапуту. Поймал Ситу, парившую в бессознательном состоянии в воздухе над шахтой, и позаботился о ней. Позже присоединился к клану пиратки Доры, чтобы спасти Ситу из рук агентов правительства и военных. Пазу очень храбр и силён. Также он отличается повышенной «крепкостью» головы, сноровкой, решительностью и ловкостью. Бесстрашно защищает Ситу от вооружённых до зубов солдат. Пазу спасает Ситу от Муски, пиратов от смерти, и, вместе с Ситой, весь мир от порабощения Муской.

Сэйю: Маюми Танака
До́ра (яп. ドーラ До:ра) — суровая и грубая женщина, главарь клана «небесных» пиратов. Держит в железном кулаке своих сыновей, которые являются членами её банды и беспрекословно её слушаются. Дизайн персонажа напоминает преувеличенный образ злой ведьмы, но позже через небольшие детали — искорки в глазах, легкую улыбку — она раскрывается и с другой стороны, как заботливая мать, скрывающая за внешне пугающим фасадом. Дора и вся её банда на протяжении большей части фильма преследовали Ситу в надежде завладеть талисманом и найти Лапуту, но сначала им помешали мастер, начальник Пазу, его мать и другие жители города, ввязавшиеся в уличную драку, а затем Муска и солдаты генерала; банда Доры была захвачена в плен на Лапуте, но Пазу освободил их. Убегая с разрушающейся части острова, Дора и её сыновья успевают прихватить часть сокровищ, которых, как они надеются, им хватит на постройку нового корабля.

Сэйю: Котоэ Хацуи
Полковник Му́ска (яп. ムスカ Мусука) / Рому́ска Пало Ур Лапута (яп. ロムスカ・パロ・ウル・ラピュタ Ромусука Паро Уру Рапюта) — антагонист, правительственный агент, такой же потомок королей Лапуты и наследный принц, как и Сита, имеющий древнее тайное имя, желающий стать королём Лапуты, завладеть высокими технологиями легендарным оружием, когда-то применявшимися её жителями, чтобы затем подчинить себе весь мир. Равнодушен к военным, всячески злит и презирает недалёкого генерала. Для осуществления своих планов похищает Ситу, увидев летающий камень на её шее и знак Лапуты на печи её дома.

Сэйю: Минори Тэрада (англ.)русск.
Генерал (яп. モウロ将軍 Мо:ро сё:гун) — военачальник, занимающийся поисками Лапуты. Недалёк и невоспитан, но хорошо командует солдатами. Терпеть не может Муску, не доверяет ему и всячески пытается взять его под свой контроль, однако это у него никак не получается. Погибает вместе со своими солдатами, падая с Лапуты после неудачной попытки атаковать Муску.

Сэйю: Итиро Нагаи

История создания

Японское название фильма является аллюзией к сатирическому произведению «Путешествие Гулливера» английского писателя Джонатана Свифта. В третьей части книги Лемюэль Гулливер достигает летающего острова Лапута, который поддерживается в небе при помощи большого магнита и жители которого посвятили себя философии, а затем посещает Японию. Эта книга побудила Миядзаки к созданию фильма, отсылка к её содержанию есть в фильме — Пазу говорит Сите, что в книге Свифта всё выдумка, основанная на легендах, а его отец видел настоящую Лапуту. Название острова у Свифта происходит от исп. la puta — «шлюха», о чем Миядзаки, по его словам, не имел понятия, когда давал название аниме. Помимо книги «Путешествие Гулливера», Миядзаки вдохновляла манга, которую он читал в детстве — «Sabaku no Mao».

При создании фильма «Небесный замок Лапута» Миядзаки находился под сильным влиянием поездки в Уэльс в 1985 году, которую он совершил вскоре после периода забастовок британских шахтёров. В 1999 году в интервью режиссёр выражал свое восхищение сообществу шахтеров, боровшихся с целью защиты своих рабочих мест; именно поэтому он хотел, чтобы его герой, юный Пазу, был связан с шахтёрским сообществом, а один из виденных им городков стал моделью для города, в котором живёт Пазу. Во время этой поездки Миядзаки также был впечатлён руинами промышленных предприятий, оставленных шахтёрами; руины напомнили ему об аварии дирижабля «Гинденбург».

Создавая архитектуру летающего острова, состоящего из трёх рядов стен, уменьшающихся в диаметре, цитадели, увенчанной гигантским деревом, и стеклянного купола в саду, Миядзаки находился под влиянием картины «Вавилонская башня» художника Питера Брейгеля Старшего и снятого в 1927 году фильма «Метрополис» Фрица Ланга.

Фильм создавался с 15 июля 1985 года по 23 июля 1986 года; его конечная длина составляла 124 минут, при этом всего насчитывалось 69 262 изображений, сделанных с использованием 381 различных цветов.

Критика

Мультфильм, являющийся одной из наиболее известных работ Хаяо Миядзаки, был преимущественно положительно встречен кинокритиками. В 1986 году фильм был удостоен награды Anime Grand Prix. Согласно опросу, проведённому министерством культуры Японии в 2007 году, данное аниме занимает третье место среди аниме всех времён (первое занял «Евангелион», второе — «Навсикая из Долины ветров»). По состоянию на май 2016 года средний рейтинг фильма на сайте Rotten Tomatoes, основанный на 21 рецензии, составил 7.4/10 (95 % критиков дали фильму положительную оценку).

«Небесный замок Лапута» — это классическая приключенческая история с пиратами, схватками, роботами, поисками сокровищ и захватывающими полётами над землёй. Герои противостоят злодеям, а некоторые персонажи из противников становятся союзниками в ходе истории. Часть самых запоминающихся кадров включает в себя захватывающие погони и спасение Ситы со стены, когда всё вокруг взрывается в ходе битвы робота и людей генерала. В основе сюжета аниме лежит классическое повествование о том, как юность и невинность побеждают взрослую жадность и испорченность. Оба главных героев выросли в простых условиях — Пазу родом из шахтерской семьи, а Сита выросла на ферме. С момента их первой встречи их связывает юная, нежная и невинная любовь, но это все равно любовь настоящая. Их чувства эмоционально связывают всё повествование воедино. Впечатление от всего происходящего усиливается также и замечательной работой композитора Дзё Хисаиси.

Лица двух главных героев — Пазу и Ситы — стали одними из самых запоминающихся в истории аниме. Точные линии позволяют отразить все происходящее в выражении их лиц. Дизайн других персонажей, кроме Доры, более предсказуем и очевиден.

В аниме изображено множество технических устройств, использующих паровую тягу или пропеллеры, чтобы соответствовать приблизительному сеттингу начала XX века. Многие изобретения довольно интересны, например, небольшие летательные корабли — «мухолёты», использующие мотор и крылья, машущие на манер насекомых, для полёта. Японский изобретатель Кадзухико Какута воплотил такой мухолёт в жизнь, создав работающую летающую модель. Примечательна также использующая система труб для связи на пиратском корабле или воронье гнездо, которое, оторвавшись от корабля, стало планером.

В аниме сотни захватывающих кадров и видов. Все массивные созданные людьми постройки изображены в фильме с большим вниманием к деталям, начиная от шахты, в которой работает Пазу и его родного города, вгрызающегося в основание горы, с рядами домов, рельсами, туннелями и мостами, включая каменную крепость Муски и заканчивая тщательно проработанными помещениями самой Лапуты. Как свойственно работам Миядзаки, в аниме множество пейзажей и живописных видов, изображенных со всей тщательностью и любовью, включая как облака, между которыми парят корабли, так и виды на пашни, над которыми пролетают герои или заросшие помещения Лапуты, даже единственный оставшийся на летающем острове робот-хранитель покрыт слоем травы, а на его плече обосновались птицы.

Награды и номинации

Фильм получил премию Anime Grand Prix в двух номинациях: «Аниме года» и «Сэйю года» в 1986 году. В том же году в номинацию «Персонаж года» были выдвинуты персонажи Сита и Пазу. Также песня Kimi wo Nosete заняла второе место в номинации «Песня года». В 1987 году аниме было удостоено награды Ōfuji Noburō Award от издательства «Майнити».

Музыка

Музыка к фильму была написана известным композитором Дзё Хисаиси. Саундтрек был выпущен в Японии фирмой Tokuma Japan Communications 25 сентября 1986 года. Для американской дублированной версии от «Дисней», вышедшей в 1999 году, Дзё Хисаиси перезаписал часть саундтрека, расширив его до 90 минут и добавив треки с симфоническим оркестром.

Список звуковых дорожек «Laputa: Castle in the Sky»
Также было выпущено ещё несколько саундтреков и альбомов, связанных с фильмом:

Tenkuu no Shiro Rapyuta Imeeji Arubamu <Sora Kara Futtekita Shoujo> (Laputa: The Castle in the Sky Image Album <The Girl Who Fell from the Sky>), выпущен 25 мая 1986 года;
Moshimo Sora wo Tobetara (If I Can Fly), выпущен 25 мая 1986 года;
Tenkuu no Shiro Rapyuta Saundotorakku <Hikouseki no Nazo> (Laputa: The Castle in the Sky Soundtrack <The Mystery of the Levitation Stone>), выпущен 25 сентября 1986 года;
Tenkuu no Shiro Rapyuta Sinhuonii Hen <Taiju> (Laputa: The Castle in the Sky Symphony Version <The Huge Tree>), выпущен 25 января 1987 года;
Kimi wo Nosete / Kimi wo Nosete (Gasshou) (Carrying You / Carrying You (Chorus Version)), выпущен 25 марта 1988 года;
Tenkuu no Shiro Rapyuta Dorama Hen <Hikari yo Yomigae re!> (Laputa: The Castle in the Sky Drama Version), выпущен 25 февраля 1989 года;
Castle in the Sky ~Laputa: The Castle In The Sky USA Version Soundtrack~, выпущен 2 октября 2002 года;
Le Chateau dans le ciel, выпущен 14 января 2003 года.
 
ИНТЕРНЕТДата: Четверг, 28.01.2021, 07:10 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 4133
Статус: Offline
«Небесный замок Лапута»

Ученик слесаря Пазу живет в маленьком шахтерском городке, разводит голубей, играет на трубе и мечтает о полетах на удивительных крылатых машинах. Однажды ему на голову сваливается — точнее, торжественно и грустно опускается, — девочка Сита, наследница древнего рода и обладательница могучего амулета. За амулетом гоняются воздушные пираты из банды пенсионерки с розовыми косичками (куда менее опасной, чем кажется) и сотрудники секретных структур во главе с обаятельным молодым человеком в очках (куда более страшным, чем можно поверить). Цель и тех и других — найти летающий остров Лапуту (привет доктору Свифту), где хранятся несметные сокровища и бескрайние арсеналы оружия массового поражения.

«Лапута» — первый фильм Хаяо Миядзаки, снятый на его собственной студии Ghibli, и это уже «классический Миядзаки» во всем — от антуража до сквозных персонажей. Тут и викторианский быт, и жюль-верновские летательные средства, и вредная, но добрая старушка типа Юбабы из «Унесенных призраками». Тут, можно добавить, и невероятная красота любого кадра, и ощущение чистого счастья от каждой минуты просмотра — если такие вещи могут быть особенностями авторской манеры, то к Миядзаки это относится в первую очередь. Что в «Лапуте» еще не совсем видно, так это некую сложно уловимую способность рассказывать больше, чем показываешь. В отличие от, скажем, «Унесенных призраками», панорамные пейзажи «Лапуты» не заставляют принять сердцем бесконечное разнообразие мультипликационного мира за горизонтом, а совершаемые на экране поступки героев не смотрятся эпизодом неизвестной, но бурной биографии. Кажется, в «Лапуте» Миядзаки единственный раз в жизни вывел в качестве одного из главных героев полностью отрицательного персонажа — а заставить зрителя проникнуться судьбой полностью отрицательного персонажа не может даже такой рассказчик, как он. С другой стороны, все это, наверное, не так уж важно по сравнению с двумя часами, повторюсь, чистого счастья.

Петр Фаворов, 19 февраля 2008
https://www.afisha.ru/movie/175563/?reviewid=205377
 
ИНТЕРНЕТДата: Четверг, 28.01.2021, 07:10 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 4133
Статус: Offline
Небесные замки Хаяо Миядзаки

На экраны выходит не новый фильм классика японской мультипликации – «Небесный замок Лапута».

Всем остальным я даже немного завидую, потому что у них еще все впереди. Тем более, что фильм, который выйдет у нас на экраны 28 февраля, стал первым полнометражным мультфильмом студии Гибли и является настоящим образцом жанра. Снят он был еще в 1986 году и только сейчас добрался наконец до наших экранов. А значит, у тех, кто не видел другие фильмы Миядзаки, есть возможность начать знакомство с творчеством японского гения в правильном хронологическом порядке.

Итак, вкратце сюжет нового старого фильма таков. Где-то высоко над облаками находится скрытый от людей таинственный остров Лапута, который удерживается в воздухе благодаря силе камня особой породы, который находится в центре этого летающего острова. Остров хранит секреты величайшей цивилизации и несметные богатства. Найти этот остров мечтают многие и из разных побуждений. Военные – ради доступа к высочайшим военным технологиям, некий таинственный правительственный чиновник – ради удовлетворения собственных амбиций покорителя всего мира, маленький мальчик-сирота Пазу из шахтерского поселка – исключительно из благородных и романтических чувств и духа авантюризма. Он мечтает доказать всем, что его отец не был обманщиком и действительно видел волшебный остров. Его спутница Сита, буквально свалившаяся к нему с неба владелица указывающего путь к острову талисмана – чтобы хоть ненадолго вернуться на свою давно потерянную родину. Ну а бравая команда воздушных пиратов во главе с очень бойкой старухой-атаманшей – как и подобает пиратам, - ради наживы.

Достигнув своей цели, герои обнаруживают, что некогда созданный величайшей цивилизацией город теперь опустел и достижения этой цивилизации охраняет величественный лес, за которым ухаживают трогательные длиннорукие роботы, которые и сами постепенно становятся частью природного ландшафта.

Для того, чтобы великой силой волшебного острова не смог воспользоваться амбициозный злодей, девочка и ее спутник с помощью своего талисмана и заклинаний разрушает город.

Но центр города остается цел, и дети спасаются, зацепившись за корни дерева, которые окружают волшебный камень, лежащий в основании острова.

И хотя сюжет порой напоминает прекрасный и важный, но немного бессвязный сон, фильм завораживает от первого до последнего кадра.

"Завораживает" – ключевое слово в восприятии невероятно красивых и по-настоящему мудрых фильмов Миядзаки.

Завораживает в "Небесном замке" и анимация, и фантазия художника при создании на экране далеких и прекрасных (или ужасных), но всегда неуловимо похожих на наш миров, которая поистине не знает границ, и тонкая образность, и его немного необычный, но очень добрый юмор.

А главное - абсолютно ясен и прозрачен главный посыл фильма: наличие корней – главное условие жизни. А сами эти корни надо искать в самых простых и одновременно бесконечно глубоких вещах – в вечной природе и теплоте человеческих отношений, и, конечно, в любви.

Об этом, в принципе, все фильмы Миядзаки. В этом и заключается их сила.

Елена Голотенко, 21.02.2008
https://www.mk.ru/culture....ki.html
 
ИНТЕРНЕТДата: Четверг, 28.01.2021, 07:10 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 4133
Статус: Offline
Атлантида улетела в космос
В прокат выходит «Небесный замок Лапута»


В прокат выходит «Небесный замок Лапута» Хаяо Миядзаки — предтеча паропанка и самый личный фильм гениального японца.

Прекрасный тихий вечер, над горизонтом зажглась первая звезда, девушка падает в объятия молодого человека. Прекрасное начало еще одной замечательной истории, но на этом сходство со всеми историями заканчивается и начинается фэнтези Хаяо Миядзаки. Прежде чем оказаться в бессознательном состоянии на руках у своего нового друга Падзу, девочка Сита планировала с высоты пару тысяч метров на левитирующем талисмане, выпрыгнув из рейсового дирижабля, на который напали воздушные пираты. Она открывает свое настоящее имя — Принцесса Лапуты. А Падзу показывает ей фотографию летающего острова с тем же именем — мифической небесной Атлантиды, которую отыскал его погибший отец-летчик. Дети отправляются на поиск Лапуты, ориентируясь по левитирующему талисману, чей луч всегда направлен на остров. Отыскать заоблачную крепость, напичканную древними супертехнологиями и оружием массового поражения, хотят и воздушные пираты под командованием одной весьма боевитой бабушки (прообраз волшебницы Юбабы из «Унесенных призраками»), и начальник тайной полиции полковник Муска.

«Небесный замок Лапута» занимает особую позицию в фильмографии Хаяо Миядзаки.

Это первый фильм, сделанный на студии «Джибли», основанной Миядзаки и его соратниками на волне успеха «Навсикаи из долины ветров» (недавно прошедшей у нас в прокате). То время — середина 80-х — благоприятствовало такого рода начинаниям. Японская экономика переживала бум, как и японская индустрия аниме, где чуть ли не каждый месяц зажигались новые звезды, возникали новые студии, новые стили и жанры, которых хватит с лихвой на следующие двадцать лет. Конкуренция была высокой, а Миядзаки не собирался почивать на лаврах «Навсикаи» — студии был нужен мощный дебют, так что на «Небесный замок» поставлено было очень многое.

Фильм, впрочем, со своей задачей справился. Миядзаки удалось создать оригинальную параллельную вселенную, в которой человечество освоило воздухоплавание много раньше, чем двигатель внутреннего сгорания (до которого в мире «Лапуты», к счастью, не додумались вообще). Его летательные артефакты конкурируют с самыми смелыми фантазиями Леонардо. И перекрывают их, когда в одно устройство японцы запрягают паровоз, дирижабль, парусник, махолет и ветряную мельницу. Здесь Миядзаки не отстает от времени, а скорее опережает его, предвосхищая позднейший паропанк — популярный стиль в фантастике, в котором «низкие» технологии получают гипертрофированно высокое развитие. Во всяком случае, до появления первого образца жанра — романа «Дифференциальный числитель» Гибсона и Стерлинга о механическом компьютере в эпоху пара и викторианских цилиндров — ждать еще пять лет.

«Небесный замок» входит в так называемую «авиационную трилогию» наряду с «Навсикаей» и «Порко Россо» — военно-приключенческой ретродрамой в духе «Касабланки», о воздушных подвигах летающей свиньи (придет время, ее тоже покажут в рамках масштабной ретроспективы режиссера).

Но из всей трилогии «Небесный замок» выделяется и как самый личностный его фильм. Одержимость авиацией и всем, что с ней связано, сопровождает Миядзаки всю жизнь, а в картине, где большая часть действия происходит в нескольких километрах над землей, она дает о себе знать особенно. Автор, как и его герой Падзу, заболел небом в раннем детстве. И образ отца — романтичного авиатора, сделавшего дагерротип небесного острова из кабины своей летающей этажерки, — чрезвычайно важен для него лично (нечастый случай подобной откровенности в японском кино). В нем проглядывают реальные черты отца режиссера, инженера «Мицубиси» и одного из конструкторов палубного японского истребителя A6M Zero — легендарной машины, участвовавшей еще в налете на Перл-Харбор, долго сеявшей панику среди американских пилотов и впоследствии переделанной под смертельные снаряды камикадзе. Так что с эзотерическим летающим островом, который может стать и спасением, и смертью, где взрослое тщеславие конкурирует с детским простодушием, гений с преступлением, пацифизм с милитаризмом, экология (на Лапуте разрослось гигантское Древо Жизни) с технологией (за деревом ухаживают роботы), Миядзаки связывает очень многое. Это, если хотите, неразрешимый ребус, большая загадка его образного мира, его биографии, его мечты. Вполне логично, что в финале, не доставшись никому, Лапута, это чудо фантазии, улетает в космос.

Но прежде чем остров улетит к звездам, надо воспользоваться редкой возможностью и посмотреть «Лапуту» на большом экране. Двадцатилетней давности картина не устарела ни на одну минуту из своих 120. Лучший выбор недели для ваших и детских глаз. Впрочем, велика ли разница, если они смотрят Миядзаки?

Иван Куликов 26.02.2008
https://www.gazeta.ru/culture/2008/02/26/a_2649400.shtml
 
ИНТЕРНЕТДата: Четверг, 28.01.2021, 07:11 | Сообщение # 5
Группа: Администраторы
Сообщений: 4133
Статус: Offline
Остров высокого полета
"Небесный замок Лапута" Хаяо Миядзаки


Хаяо Миядзаки всю жизнь очень любит самолеты. Он родился в 1941 году, во время второй мировой войны, его отец был директором фабрики Miyazaki Airplane, изготавливавшей детали к самолетам A6M Zero. Две темы — война и полеты — стали центральными в творчестве великого японца. Самый главный его полетный мультфильм "Небесный замок Лапута" (1986) выходит на экраны через 20 лет после создания. Это часть большой программы компании Disney, не так давно закупившей раннего Миядзаки для мирового проката и понемногу выпускающей его на экраны. История исключительная: какой еще режиссер может выйти на экраны с фильмом 20-летней давности так, чтобы неподготовленный зритель даже не заметил, что картина-то уже в возрасте. Миядзаки может.

Лапута — название таинственного острова, позаимствованное из "Путешествий Гулливера" Джонатана Свифта. В сказке Миядзаки этот остров летает далеко в облаках, и люди даже не помнят о нем, считая рассказы о Лапуте не более чем красивой легендой. Но тут на руки мальчишке из шахтерского городка Пазу сваливается с небес девочка Сита с волшебным кристаллом. И, как оказывается, этот кристалл дает своему хозяину огромную силу, а также может указать путь к Лапуте. И начинается охота — на таинственный остров мечтают попасть и воздушные пираты, и кучка милитаристов на свинцовом дирижабле, и главные герои, убегая от преследований, стремятся укрыться в волшебном городе.

Не надо даже быть большим поклонником Миядзаки, чтобы углядеть здесь его фирменные сюжеты и мотивы. Мир вывихнут, и единственными, кто еще несет в него разумное, доброе и вечное, остаются дети — раз. Все, что остается в разрушающемся мире,— искать убежища в другом, волшебном мире — два. Но и в той, другой реальности не удается скрыться, сказка разрушается все равно. Зато плохие вдруг могут стать хорошими — как страшная ведьма-пиратша Дора с характерным морщинистым лицом всех миядзакиевских ведьм вдруг оборачивается добрейшей души многодетной мамашей. И в конце оказывается, что какой-то смысл имеют только вечные ценности: дружба, любовь и мир во всем мире.

Какая, впрочем, разница, что там произошло или не произошло на уровне сюжета. Миядзаки вообще плохо поддается пересказу, потому что на словах всегда все оказывается одно и то же, и сразу тянет рифмовать "Небесный замок" с "Ходячим" и рассказывать, каких героев и какие сюжетные повороты режиссер перетащил из фильма в фильм. Но сюжет здесь только костяк, на который наращиваются образы. Такие как гигантский свинцовый дирижабль "Голиаф", логово злых героев. Как ужасный робот, пробуждаемый к жизни страшным заклятием. Или белколисицы, главные обитатели летающей Лапуты. Или сама Лапута, после долгих поисков являющаяся в расходящихся облаках. Неважно, что дети вырастут, а всему этому предстоит погибнуть в новом, неволшебном мире. Важно, что сказка иногда может показаться явью. Если не на земле, так в небе.

Елизавета Биргер, Журнал "Коммерсантъ Weekend" №7 от 29.02.2008
https://www.kommersant.ru/doc/856978
 
ИНТЕРНЕТДата: Четверг, 28.01.2021, 07:11 | Сообщение # 6
Группа: Администраторы
Сообщений: 4133
Статус: Offline
Рецензия на аниме-фильм «Небесный замок Лапута»

Безукоризненный семейный аниме-блокбастер с обаятельными героями, фантастическими воздушными приключениями и потрясающей анимацией

Параллельная Земля со схожими, но отличными от наших историей и географией. Когда авиапираты нападают на дирижабль, на котором правительственные агенты перевозят похищенную ими девочку-подростка, Сита сбегает от охранников и выпадает из воздушного корабля. Однако она не погибает, а начинает левитировать и плавно спускается на землю, в шахтерский городок, где живет ее ровесник, сирота Пазу. Познакомившись и подружившись, ребята обнаруживают, что за Ситой охотятся не только тайные агенты, но и пираты и даже армия. Все потому, что девочка унаследовала кулон с волшебным кристаллом, способным указать путь к заброшенному воздушному острову Лапута, короли которого сотни лет назад правили миром с помощью магии и технологии.

После прокатного и критического триумфа вышедшей в 1984 году «Навсикаи из Долины ветров» режиссер картины Хаяо Миядзаки, ее продюсер Исао Такахата, публиковавший исходный комикс редактор журнала Animage Тосио Судзуки и глава издательства Tokuma Shoten Ясуёси Токума решили сотрудничать на постоянной основе. Для этого они создали аниме-компанию Studio Ghibli, названную Миядзаки в честь итальянского самолета времен Второй мировой войны Caproni Ca.309 Ghibli («гибли» – это ливийское название средиземноморского ветра сирокко, дующего из пустыни Сахара).

В отличие от большинства аниме-студий того времени, Studio Ghibli должна была выпускать исключительно полнометражные мультфильмы. При этом спонсировавший проект Токума не требовал от Миядзаки и Такахаты, чтобы их замыслы основывались на популярных комиксах. Говоря современным бизнес-языком, Studio Ghibli разрешалось создавать бренды, а не только обслуживать чужие идеи. Это был колоссальный кредит доверия и огромный риск. В течение следующих десяти лет, пока Ghibli не накопила «жирок» из постоянных доходов от уже созданных хитов, коммерческий провал любого из ее фильмов мог обанкротить компанию и больно ударить по владельцам студии из издательства Tokuma Shoten.

Чтобы не подвести инвесторов, Миядзаки решил делать то же, что делала в 1960-х студия Toei Douga, когда он на ней работал. В то время как основная часть японской анимации 1980-х создавалась в расчете на строго определенную аудиторию (мультфильмы о больших роботах для мальчиков-подростков, романтические мультфильмы для девочек-подростков и так далее), Миядзаки сделал ставку на семейные картины, которые должны были увлечь и малышей, и подростков, и взрослых. Время для этого было выбрано идеальное – в прежде «забивавшей» японские релизы американской анимации в середине 1980-х был явный спад, а в японскую мультипликацию как раз пришли художники из первого поколения аниме-фанатов. То есть творцы, которые не просто любили японскую анимацию, а жили, дышали ей и мечтали вывести ее на новую высоту. Костяк Studio Ghibli, впрочем, был собран из опытных аниматоров из обанкротившейся студии Topcraft, работавшей с Миядзаки и Такахатой над «Навсикаей из Долины ветров».

Для своего первого проекта на новой студии Миядзаки выбрал замысел, над которым он работал в середине 1970-х, пока его тогдашние спонсоры не перекрыли идее кислород. В то время предполагалось, что Миядзаки и Такахата нарисуют мультсериал о путешествии двух юных французов с капитаном Немо, подводником из романа Жюля Верна «Двадцать тысяч льё под водой». Поскольку права на эту разработку остались у студии Toho, Миядзаки придумал на ее основе новую историю о мальчике и девочке, которые странствуют по воздуху в поисках небесного острова Лапута. Соответственно место подводного «благородного разбойника» заняла пожилая, но стоящая десятка молодых мужчин воздушная пиратка Дола. Она сперва преследует Ситу, а затем становится временной союзницей главных героев, когда правительственные агенты похищают кулон девочки и узнают, где искать легендарный «остров небесных сокровищ».

Как видите, Миядзаки продолжил в «Лапуте» феминистский курс «Навсикаи», однако его вторая самостоятельная картина была куда более гендерно сбалансирована, чем «Навсикая» (два разнополых главных героя, Сита и Пазу, и два разнополых злодея, Дола и предводитель тайных агентов Муска). Вообще, «Лапута» почти во всех отношениях более сильное полотно. Почему «почти»? Потому что у «Навсикаи» все же есть преимущество. Это картина с мощной экологической моралью, которая заставляет задуматься об отношениях между людьми и природой. «Лапута» же – чистой воды семейный блокбастер на стыке фантастики, фэнтези и паропанка. Она захватывает, впечатляет, поражает, смешит, порой ужасает… Но лишь умеренно стимулирует голову. Это история об удивительных приключениях и колоритных героях, а не о глубоких идеях. Неудивительно, что для некоторых критиков этого достаточно, чтобы счесть «Навсикаю» лучше «Лапуты».

Мы, однако, считаем, что все ровно наоборот. Избавив себя от обязанности читать зрителям высокоумную мораль, Миядзаки создал свой первый безупречный шедевр. По крайней мере, с точки зрения жанра, к которому «Лапута» принадлежит. Этот суперблокбастер из 1986 года масштабнее и головокружительнее обеих вышедших к тому времени серий «Индианы Джонса», причем вместе взятых. Вровень с «Лапутой» можно поставить лишь «Звездные войны», причем исключительно из-за их космического размаха. На земле и в воздухе «Лапута» до сих пор мощнее многих голливудских постановок, а среди лент о детях она практически вне конкуренции. Потому что ни один американский режиссер не отправил бы детей без помощи Индианы Джонса карабкаться по обшивке воздушных кораблей, отбиваться от солдат, гонять на паровозах, прятаться в подземных пещерах, исследовать заброшенный летающий остров, общаться с причудливыми боевыми роботами и рисковать жизнью ради спасения человечества. И это лишь часть почти безостановочных приключений, которые переживают Сита и Пазу!

Что особенно приятно, оба главных героя «Лапуты» предстают не бесстрашными и непоколебимыми суперменами вроде Навсикаи, а смелыми, предприимчивыми, добрыми, но все же обычными и человечными детьми. Они бегают от злодеев, а не раскидывают их боевыми приемами, они пугаются, когда им есть чего бояться, и они искренне восторгаются, когда видят то, чего никогда не видели раньше. В этом плане Сита и Пазу напоминают Джима Хокинса из «Острова сокровищ». Но, в отличие от него, они – главные действующие лица, а не свидетели того, что творят взрослые. Иными словами, герои Миядзаки – идеальные ведущие персонажи для детского кино. Им легко сопереживать, их стремления легко понять, и им полезно подражать в реальной жизни. Ведь и Сита, и Пазу – трудолюбивые, самостоятельные и ответственные ребята, а не изнеженные и капризные белоручки.

Насколько хороши главные герои «Лапуты», настолько же удачны ее второстепенные персонажи и злодеи. Шахтеры из городка Пазу, пираты из банды Долы, тайные агенты, солдаты… Почти никого из них (кроме разве что солдат в униформе) не упрекнешь в скучной безликости. И чем больше у них экранного времени, тем они ярче, а порой и забавнее. Кстати, в «Лапуте» довольно много смешных шуток, хотя это и не комедия – финал ленты серьезен и героичен. А какие в фильме воздушные корабли! Какие боевые роботы! Какие восхитительные пейзажи! Какие небесные и наземные баталии! «Навсикая» отлично смотрелась, но в «Лапуте» графическую планку подняли сразу на несколько делений.

То же случилось и с музыкой. Если темы Джо Хисаиси для «Навсикаи» то очаровывают, то раздражают, то саундтрек композитора для «Лапуты» можно упрекнуть лишь в том, что многие сцены, которые голливудцы наверняка бы озвучили, оставлены без музыкального сопровождения. Когда же музыка Хисаиси включается, она всякий раз без промаха попадает в яблочко. Лучший ли это фильм Миядзаки? Нет, у него есть и более сильные полотна, созданные после «Лапуты». Но они относятся к другим жанрам, и не все из них легко понять ребенку, который не родился в Японии. Для наших же «детей любого возраста», от пяти до пятидесяти, «Небесный замок Лапута» – идеальное кино.

Борис Иванов 16.02.2015
https://www.film.ru/articles/klassika-anime-nebesnyy-zamok-laputa
 
Форум » Тестовый раздел » ХАЯО МИЯДЗАКИ » "НЕБЕСНЫЙ ЗАМОК ЛАПУТА" 1986
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2021
Бесплатный хостинг uCoz