Воскресенье
01.12.2024
22:47
 
Липецкий клуб любителей авторского кино «НОСТАЛЬГИЯ»
 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | "ПОСЛЕДНИЙ КИНОСЕАНС" 1971 - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
"ПОСЛЕДНИЙ КИНОСЕАНС" 1971
Александр_ЛюлюшинДата: Понедельник, 30.07.2012, 16:39 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 3279
Статус: Offline
Пронзительно грустная, сюжетно-прозаичная и по-настоящему поэтичная история взросления, обнажения чувств и постижения необратимости одиночества по-американски. Пиршество для истинных киногурманов с томительно-прекрасной чёрно-белой съёмкой и восхитительной музыкой из прошлого. Фильм-томление-опустошение-прощание с уходящими эпохой, жизнью, кино …

«ПОСЛЕДНИЙ КИНОСЕАНС» (The Last Picture Show) 1971, США, 126 минут
— молодёжная драма по одноименному роману Ларри МакМертри (1966)








Начало 50-х годов XX века. Маленький техасский городок Анарин. Сюжет раскручивается почти незаметно, детализируя отношения между жителями городка. Двое закадычных приятелей, тихий и чувствительный Сонни Кроуфорд (Тимоти Боттомс) и агрессивный Дуэйн Джексон (Джеф Бриджес) — «звёзды» местной школьной футбольной команды. Вдвоём они арендуют старый подержанный пикап, на котором раскатывают по окрестностям со своими подружками. В городке проживает умственно отсталый мальчик Билли, над которым издеваются и подшучивают завсегдатаи местного кинотеатра, при котором имеются кафе и бильярдная, принадлежащая Сэму Льву, бывшему ковбою, кумиру, обожаемому всеми мальчишками.

Съёмочная группа

Режиссёр: Питер Богданович
Сценарий: Лэрри МакМёртри, Питер Богданович
Продюсеры: Стефен Дж. Фридман, Берт Шнайдер, Харольд Шнайдер
Оператор: Роберт Сёртис
Художники: Полли Плэтт, Уолтер Скотт Херндон
Монтаж: Донн Кэмберн

В ролях

Джефф Бриджес — Дуэйн Джексон
Тимоти Боттомс — Сонни Кроуфорд
Сибил Шеперд (дебют) — Джейси Фэрроу
Бен Джонсон — Сэм «Лев»
Клорис Личмен — Рут Поппер
Эллен Берстин — Лоиз Фэрроу
Айлин Бреннан — Женевьева
Клу Галагер — Эбилен
Шэрон Тэггарт — Шэрлен
Рэнди Куэйд — Лестер Марлоу
Джон Хиллерман — учитель

Награды

Оскар, 1972 год
Победитель: Лучшая мужская роль второго плана (Бен Джонсон)
Победитель: Лучшая женская роль второго плана (Клорис Личмен)
Номинация: Лучший фильм
Номинация: Лучшая мужская роль второго плана (Джефф Бриджес)
Номинация: Лучшая женская роль второго плана (Эллен Бёрстин)
Номинация: Лучший режиссер (Питер Богданович)
Номинация: Лучший адаптированный сценарий
Номинация: Лучшая работа оператора

Золотой глобус, 1972 год
Победитель: Лучшая мужская роль второго плана (Бен Джонсон)
Номинация: Лучший фильм (драма)
Номинация: Лучшая женская роль второго плана (Эллен Бёрстин)
Номинация: Лучшая женская роль второго плана (Клорис Личмен)
Номинация: Лучший режиссер (Питер Богданович)
Номинация: Самый многообещающий новичок среди женщин (Сибилл Шепард)

Британская академия, 1973 год
Победитель: Лучшая мужская роль второго плана (Бен Джонсон)
Победитель: Лучшая женская роль второго плана (Клорис Личмен)
Победитель: Лучший сценарий
Номинация: Лучший фильм
Номинация: Лучшая женская роль второго плана (Айлин Бреннан)
Номинация: Лучший режиссер (Питер Богданович)

2 приза Национального совета обозревателей за второплановые — мужскую (Бен Джонсон) и женскую (Клорис Личмен) — роли, премия «Кинема дзюнпо» за лучшую иностранную картину в Японии по итогам 1972 года, включён в 1998 году в Национальный регистр фильмов.

Интересные факты

В 2007 году Американский институт кино (AFI) назвал фильм «Последний киносеанс» 95-м в списке «100 лучших американских фильмов всех времен».

По словам Питера Богдановича, он прочитал роман неизвестного техасского писателя Ларри МакМертри, послуживший основой для сценария фильма «Последний киносеанс», по совету актёра Сэла Минео, который сам хотел сыграть одну из ролей в фильме. Позже Минео отказался от этой идеи, так как был слишком стар для всех главных персонажей картины.

Фильм снимался на родине Ларри МакМертри — Арчер-Сити, Техас.

Питер Богданович и его художник-постановщик Полли Платт сразу решили, что город в фильме должен быть мрачным и бесцветным, но всё-таки посоветовались с Орсоном Уэллсом, который ответил: «Конечно, вы должны снимать в черно-белом цвете!»

Фильм породил моду использовать в саундтреке не оригинальную музыку, а старые хиты, пущенные фоном (радио, музыкальные автоматы и т.п.).

Все планы в фильме, кроме одного, сделаны на «уровне глаз».

Для актрисы Сибилл Шеперд роль Джеси стала первой работой в кино. Интересно, что первоначально на эту роль претендовали Морган Фэйрчайлд и Сисси Спейсек.

Сибилл Шепард имела право отказаться от сцены с «обнажёнкой», но, посоветовавшись с Эллен Берстин, Клорис Личмэн и Айлин Бреннан, решила сыграть.

Бен Джонсон по началу не хотел принимать участие в фильме и согласился сыграть роль Сэма «Льва» лишь после уговоров своего друга Джона Форда.

В эпизодической роли в фильме появляется четырехлетняя дочь режиссера Антониа Богданович.

Последняя сцена фильма с участием Клорис Личмен была отснята всего с одного дубля без предварительных репетиций. На этом настоял Питер Богданович, посчитавший, что любая подготовка лишь испортит эту сцену.

В 1990 году Богданович снял сиквел фильма под названием Техасвилль.

Смотрите трейлер и фильм

http://vk.com/video16654766_170993300
http://vk.com/video16654766_162992095
 
Александр_ЛюлюшинДата: Суббота, 20.12.2014, 20:31 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 3279
Статус: Offline
26 декабря 2014 года
Киноклуб «Ностальгия» представляет
фильм №18 (375) сезона 2014-2015
«ПОСЛЕДНИЙ КИНОСЕАНС»
режиссёр Питер Богданович, США


***

Фильм-закрытие осенне-зимней части нашего 16-го сезона, устанавливающий новый клубный рекорд 1-ых семестров. Напомню, что более 16-и кинокартин нам ранее за 1-ое полугодие видеть не доводилось!

***

О фильме «ПОСЛЕДНИЙ КИНОСЕАНС» посетители сайта http://www.kinopoisk.ru/film/1864/

***

Бесспорно, один из лучших фильмов семидесятых. Оказавший огромное влияние на весь кинематограф в целом. Не зря он входит в целый ряд всевозможных списков лучших фильмов всех времен, и за одним включен в национальный реестр — это как раз тот случай, когда весь этот почет бесспорно заслуженный.

***

Черно-белый праздник для глаз или Первый американский фильм по-европейски.

***

«Последний киносеанс» из тех фильмов, которые становятся портретом определенного времени.

***

Магия 50-х и реализм 70-х сливаются воедино в этом ностальгическом фильме Питера Богдановича.

***

«Последний киносеанс» Питера Богдановича, снятый им на заре своего творчества, ставший поистине народным фильмом для Америки, раскрывающим сущность жизни в американской глубинке, настроение общества и тематику многих последующих голливудских творений, блестящий по стилю и исполнению с потрясающей черно-белой визуализацией, полный ностальгии по черно-белой эпохе, до сих пор остается ключевым фильмом для понимания американского кинематографа и социальных проблем 60-70-ых годов.

***

Молодость, первая любовь, крушение иллюзий, первые расставания и первые утраты. Зрителю предстоит взрослеть вместе с героями фильма. Здесь всё правдиво, всё как в реальной жизни. В «Последнем киносеансе» слились воедино обнаженность чувств, безошибочное чувство времени и жесткость правды, наполняющие душу горчайшим ощущением необратимости, невозможности повернуть время вспять. После этого киносеанса жизнь уже никогда не будет прежней.

***

Прежде всего фильм потрясает тем, как тонко в нём переданы чувства героев: и конфликт «отцов и детей», и щемящая душу тоска по ушедшим временам, и стремление каждого к счастью, желание любить и быть любимым, и то, что неотъемлемой частью человеческой сущности является стремление к добру. И в этом плане лента — поразительный мир, энциклопедия, показывающая нас со стороны так трогательно, так умно, так тонко, поскольку правдиво.

***

Питеру Богдановичу удалось найти самую что ни на есть золотую середину, идеальный баланс между молодежной комедией и серьезной драмой. «Последний киносеанс» находится на границе между этими двумя, казалось бы плохо сочетаемыми направлениями. И поэтому с одной стороны фильм немного грустный и заставляет задуматься, но с другой, оставляет ощущение легкости от просмотра и ни чуть не давит. И конечно нельзя не отметить замечательную режиссуру молодого Богдановича. Черно-белый цвет и умышленный ретро-стиль стали для американского зрителя приятным воспоминанием о том наивном и простом времени, когда кинотеатр был и местом свиданий и главным развлечением молодежи.

«Последний киносеанс» имел большой успех в прокате и мгновенно прославил бывшего кинокритика Богдановича. Но по иронии судьбы именно среди кинокритиков картина была встречена прохладно. И только впоследствии, много лет спустя фильм оценили по достоинству, внесли в национальный реестр, а теперь «Последний киносеанс» и вовсе считается настоящей классикой американского кино.

***

Стилистика черно-белых фильмов 50-х-60-х годов всегда была особенной и неповторимой. Ведь говорят — «вот раньше снимали фильмы, а сейчас так уже не снимают». И, правда, каждой киноэпохе характерны и присущи свои стили и направления, которые трудно воспроизвести потом, не сделав просто тусклую «репродукцию». Питеру Богдановичу удалось в начале 70-х снять настоящее кино той эпохи, которая уже невозвратно ушла в прошлое.

А о чем же фильм спросят некоторые? И ответ на этот вопрос будет простым — он обо всем! Это и фильм про молодежь, это фильм про любовь, это фильм про одиночество, это фильм про взросление, это фильм про… это настоящее кино, специфическое и особенное, трогательное и грустное, веселое и немножко лирическое.

Этот фильм надо смотреть, а не описывать его.

***

Америка 50-х годов в представлении многих — это ожившая мечта наяву. Она чёрно-белая, яркая, с роскошными голливудскими дивами-блондинками на обложках совсем новых, гламурных журналов. Фабрика грёз производит всё новые и новые свои шедевры, которые станут классикой уже к семидесятым. Средний класс начал своё стремительное переселение в новёхонькие, не загрязнённые автомобильными выхлопами, пригороды. Они манили своим уютом, ухоженностью, семейными ценностями и всем тем, на чём держалась та послевоенная Америка и, по большому счёту, держится до сих пор. В этой уютной и идеалистической Америке и выросло то непокорное, бунтарское поколение, создавшее Новый Голливуд и захотевшее нечто больше, чем просто невинные поцелуи в кинотеатре до свадьбы, именно оно и положило конец этой эпохе грёз и великих надежд.

А меж тем, в другой Америке с маленькими городками, затерянными где-то в пустыне, рассыпанными по всему западу свистит ветер, гоняя по тихим и внешне безлюдным улицам «перекати-поле». Всё как в вестернах, но только это не вестерн, а настоящий фильм-драма — переосмысление и ностальгия по классической эпохе кинематографа середины века, которая, как известно, умерла с началом хиппи революции 68-го, а может и несколько раньше. Примечательно, что «Последний киносеанс» вышел на экраны в 71-ом году, когда всё западное общество стремительно трансформировалось под натиском новых идей и новой, улучшенной морали, в которую так уверовали дети, рождённые два десятилетия назад у тех самых беспутных героев картины. Разрушенные надежды, несбывшееся мечты молодого поколения пятидесятых удивительным образом воплотились наяву для их детей из другой эпохи. И не важно что традиционные ценности стали медленно разлагаться (ведь они разлагались и раньше?), как пластиковая бутылка в земле, — долго и мучительно и с неустановленными последствиями для самой земли. Неважно, что сексуальная буря сменилась скорым угасанием, а братство и мир — насилием во Вьетнаме, Кувейте, Югославии, Ираке и расовыми погромами в городах. Неважно, что общество уже к восьмидесятым по-рейгановски закостенело и снова стало аморфным, как и прежде, но уже без грёз о прекрасном будущем. Да, история развивается по спирали: сегодня — полный вперёд, в светлое будущее; завтра — назад, к зелёной траве и высоким деревьям. И неважно, что холодная война прошла, а никакой радости и подъёма духа так и не было, а СПИД подкрался незаметно, пока люди раскрепощались. Неважно? Но тогда почему мы с такой ностальгией смотрим «Последний киносеанс»? Почему ассоциативно фильм так близок был молодому зрителю, когда только вышел в прокат, и даже сейчас он кажется таким злободневным, но в тоже время абсолютно старым и далёким в своей визуальной красоте. Наплевать на условности большого мира лишь для того, чтобы потом стать одной большой условностью. Неужто протагонист всего фильма, — молодое поколение 50-х, рождённое в самый разгар войны мечтало именно об этом?

Если не об этом, то о чём? Этого, по существу, мы никогда не узнаем, ведь скорее всего «Последний киносеанс» не был создан для того чтобы отвечать на такие вопросы. Он просто любит то, что было, ценит то старое, доброе, вечное, что существовало в кино (и не только в кино, но и в повседневной жизни), он восторгается той искренностью между людьми, что была тогда, он просто ностальгирует по эпохе, которой больше нет и которую не вернуть. После безумных потрясений и социальных революций конца двадцатого века всё изменилось, и в тоже время осталось по-старому: борьба старого патриархального — конформного — потребительского — безнадёжного начала с новым — прогрессивным — свободным — влюблённым — мечтающим. Как всегда. И нету у этой борьбы ни начала, ни конца. Она бесконечна как сама жизнь. Она также естественна как и борьба мечты с реальностью. А это значит, что всё новые генерации молодых людей будут бессмысленно бунтовать, а потом жестоко разочаровываться в своих мечтах и идеалах. А зритель всё также будет смотреть чёрно-белые ленты и сожалеть о том, чего, возможно, и не было. Вот и Лана Дель Рей сожалеет и ностальгирует о прошлом. Ничего не меняется. Меняется лишь внешняя обстановка. Борьба личности и мира продолжается. История развивается по спирали.

***

Снятый в 71-ом году на черно-белую пленку «Последний киносеанс» тогда, в расцвет цветного кино, выглядел даже не «вкусовщиной» (как скажем нолановское «Преследование» в 98-ом), а неким динозавром после Ледникового периода — явлением того, что вроде как на днях буквально окоченело и слава Богу. Однако режиссура, световые решения и работа оператора в фильме тоже вылеплены из приемов 50-х годов, когда о цветном кинематографе могли только мечтать, а герои на экранах казались недосягаемыми гиперборейцами, сверхлюдьми. Умышленно перемещая героев новой Америки в запыленный Техас (а этот штат всегда считался самым проамериканским, этакой цитаделью American dream, оплотом нации без нации), Богданович будто бы документально свидетельствует о стране, которую всего лишь за двадцать лет подменили. Боттомс и Бриджес, встроенные в контекст старой Америки, не становятся Джоном Уйэном или Хамфри Богартом — скорее они выглядят жалким подобием тех полубогов, которые вызывали восторг и которым хотелось подражать.

Стилистика 50-х годов у Богдановича работает как хромотографическая бумага, на которой все четче проступают мутации и отклонения, явственнее видна фальшь. Но поразительно и то, что в движение вся эта черно-белая машина приводится исключительно пороками и грехами. Пущенный режиссером в контрход монолог стареющего «льва» Бена Джонсона о прошлом выглядит как пыльный семейный альбом дедушки — он красивый и милый, с фотокарточек смотрят молодые люди и каждый из них полон надежд, но тем не менее он старый, края страниц загнулись, да и места на полке он занимает многовато уже. Знаково, что «Оскары» (помимо сценарного) «Киносеанс» получил именно за роли второго плана — упоминавшийся Джонсон и Клорис Личмен, чей образ также вынесен из не столь далекого прошлого страны.

Радует, что, снимая самый что ни на есть злободневный соцреализм (экзистенциальную драму, если хотите), Богданович, которому тогда было всего 32 года, не поддается главному соблазну фактуры — скатыванию в откроенную чернуху с грязью. Некая отстраненность и флегматизм во взгляде режиссера — кажущиеся вещи, возникающие скорее от воспитанности и чувства меры (герои тут и сексом занимаются очень старомодно и стыдливо). Но при малейшем приближении видно, что место апатии занимает грусть: уже само название фильма — «Последний киносеанс» — выдает в режиссере не просто человека с киноаппаратом, а человека сочувствующего. В самом конце у Богдановича в полупустом зале покажут «Красную реку» Ховарда Хоукса, где в неизведанные прерии, полные надежд, пустится стадо скота, а за стенами оператор Роберт Сертис покажет зрителю свой последний киносеанс с клочками газет, играющими в «догони!» с иссохшим перекати-поле.

***
 
ИНТЕРНЕТДата: Пятница, 26.12.2014, 07:28 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
Последний киносеанс

Крошечный, как пуговица, техасский городок в начале 50-х. Из развлечений — только старенький кинотеатр да бильярд. Тинейджеры Сонни (Боттомс) и Дуэйн (Бриджес) будут дружить, драться, влюбляться в белокурую Джейси (Шеперд), терять невинность со взрослыми женщинами, слушать рассказы бывалого старика (Джонсон) — пока не поймут, что жизнь в их родном городке не однообразна: она вообще остановилась.

Богданович рискнул снять фильм на черно-белую пленку, когда это еще казалось не затертым эстетством, а просто анахронизмом, но риск оправдался: лента получила 8 номинаций на «Оскар» и статус американского «народного» кино. Со всей Америки на режиссера посыпались письма: спасибо, мол, это про меня и мою деревню. Сейчас смотреть ретромелодраму, сделанную во времена, которые сами давно превратились в ретро, странно вдвойне: удивительно, что когда-то народным мог стать столь депрессивный фильм. Конечно, в первую очередь это мыльная опера, где судьбы двух десятков персонажей пересекаются под разными углами в одних и тех же декорациях. Но стилизованный под 50-е не только на уровне темы, а и по манере съемок, «Киносеанс» к этой эпохе нежен и безжалостен, как родитель к дебиловатому ребенку.

Взяв предельно высокую ноту, Богданович сумел не сфальшивить: свойственная фильмам о взрослении обнаженность чувств проникнута тут сильнейшей меланхолией, уже по-настоящему взрослой. Старики — умрут, молодые — испортятся, кина не будет.

Станислав Зельвенский
http://www.afisha.ru/movie/178847/review/154890/
 
ИНТЕРНЕТДата: Пятница, 26.12.2014, 07:29 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
"Последний киносеанс" (Питер Богданович)

Последний киносеанс в высшей степени выдерживает собственную репутацию американского шедевра – это до боли красивый, крайне убедительный и пронзительно зрелый фильм. Но величие этой картины слегка озадачивает, поскольку она стоит значительно выше других фильмов, которые снял Богданович на протяжении своей долгой карьеры. Его дебют, Мишени, был многообещающим и оригинальным малобюджетным триллером – но Киносеанс стал качественным скачком вперед – и это тем более удивительно, что последовавшие за этим картины были в разной степени неудачными, а нижней точкой (как нам хочется надеяться) стал претенциозный и невнятный фильм Кошачье мяуканье (2001).

Питер Барт в книге "Беспечные ездоки, бешеные быки" высказывает мнение, согласно которому Богданович обязан своему успеху сотрудничеством с его тогдашней подругой Полли Платт – которая, по всей видимости, активно участвовала в съемках Последнего киносеанса как со-режиссер (их роман и профессиональное сотрудничество завершились, когда Богданович ушел к звезде его фильмов, Сибил Шеферд). Говорят, что житель Нью-Йорка Богданович изрядно намучался с созданием атмосферы маленького городка, а Платт с этой задачей справлялась гораздо более уверенно, потому что и сама выросла в захолустном местечке, очень напоминающем вымышленный техасский городок Анарене, в котором разворачивается действие фильма.

Возможно, именно это обстоятельство и объясняет крайнее правдоподобие, с которым в картине воссоздано маленькое поселение начала 50-х, состоящее всего из одной улицы. Лучшие друзья – Сонни (Тимоти Боттомс) и Дуэйн (Джефф Бриджес) покидают школу и впервые сталкиваются с бременем ответственности, которое несут взрослые. Не имея за плечами сильных отцовских фигур, они приходят к мудрому ментору Сэму (Бен Джонсон), который управляет тремя из главных городских предприятий, в том числе - и захудалым кинотеатром. Дружба юношей проходит испытание, когда оба они влюбляются в местную красавицу Джейси (Шеферд), и отношения Сонни и Джейси заставляют его забыть временную интрижку с женой его баскетбольного тренера (эту роль исполнила Клорис Личман). Когда Сэм неожиданно умирает (это происходит за кадром, как и многие другие ключевые события), Анарене быстро клонится к запустению – стремительную деградацию городка наиболее сильно символизирует закрытие кинотеатра.

Зрители, которые смотрят эту картину впервые, часто удивлены тем, как поздно по экранному времени происходит закрытие кинотеатра. Оно совершается неожиданно, почти в самом конце фильма, о нем почти не говорят, пока не закончилось действие – и совершенно очевидно, что это закрытие происходит по просчету Сэма, который отказывает кинотеатр "Ройал" пожилой женщине, обычной лоточнице, а ее неумение управлять кинозалом приводит к предсказуемому краху предприятия. Это не единственная ошибка Сэма – он оставляет Сонни свою бильярдную (и последний не может сделать ее доходной) и завещает существенную сумму денег одному из одноклассников Сонни, который вскоре опозорит себя, похитив девочку с очевидно педофильскими намерениями.

Однако смерть Сэма, вне зависимости от ужасных следствий его завещания, является еще и символом окончания эры – и не для одного лишь техасского городка Анарене. Для Богдановича, Платт и МакМертри (автора книги, по которой поставлен фильм) она символизирует смерть благородной кинотрадиции – Киносеанс, помимо всего прочего, является еще и прощанием с жанром вестерна, с которым так четко ассоциировался Джонсон. Барт считает, что в 1969 году, когда Полуночный ковбой получил "Оскара" за лучшую картину и обошел Настоящее мужество (фильм Генри Хэтэуэя с Джоном Уэйном), пробил час, когда Старый Голливуд уступил дорогу Новому. В обсуждаемом фильме заметно, как сильно Богданович и Платт были привержены старому и Настоящему мужеству. Последний киносеанс может прочитываться как следствие этого поражения – фильм снят в элегическом, мрачном стиле, подчас даже угнетает своей суровостью, и, в конце концов, по настрою он даже анти-ностальгичен.

Киносеанс – как бы оборотная сторона картины Американские граффити, крикливо-неонового взрыва энергии раннешестидесятнической калифорнийской ностальгии, подпитанной рок-музыкой. Впечатляющая картина Лукаса при всех своих достоинствах кажется незрелой и ничтожной в сравнении с Последним киносеансом, который снят оператором Робертом Сертисом в неустаревающем черно-белом формате: когда Сонни смотрит на ночной горизонт Анарене, перед нами предстает один из самых лиричных пейзажей в американском кино. Раз за разом мы наблюдаем восхитительное сочетание визуального ряда, замечательного, сдержанного использования музыки того времени и большого актерского ансамбля.

Актерский коллектив фильма очень силен (не случайно Джонсон и Личман взяли по "Оскару", Эллен Берстин получила номинацию Академии, а Эйлин Бреннан ослепительно выглядит в роли официантки), и все же, несмотря на это, весь фильм держится на Боттомсе – увы, его участие в успехе фильма часто недооценивается, и здесь играет свою роль то обстоятельство, что он так и не стал звездой уровня Бриджеса или Шеферд (или даже уровня Рэнди Куэйда, который занят здесь же в маленькой роли). Может быть, эту ситуацию можно даже окрестить "синдромом Уолберга" - публика и критики, обсуждая Ночи в стиле буги, только и говорят об актерах второго плана, точно так же игнорируя исполнителя главной роли, вокруг которого обращается все это созвездие.

Боттомс несет на себе очень многие задачи на протяжении всей картины, он участвует почти в каждой сцене – и великолепен в крайне эмоциональном финале, когда встречается с полузабытой героиней Личман, которая выплескивает на него всю накопившуюся ярость. Это поистине убийственный гнев – но еще более впечатляет завершение сцены, почти бессловесное, когда двое переживших горе людей сидят за кухонным столом и женщина повторяет: "Не бери в голову, просто не бери это в голову". На бумаге эти слова не выглядят убедительным заключением. На кинопленке это – поэзия.

Н. Янг
http://www.cinematheque.ru/post/141001
 
ИНТЕРНЕТДата: Пятница, 26.12.2014, 07:29 | Сообщение # 5
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
Последний киносеанс
Last Picture Show, The, 1971
Молодёжная ретро-драма с экзистенциальными мотивами


Триумф стиля, праздник любви к старому, чёрно-белому кинематографу, «именины сердца», которое тоскует по безвозвратно ушедшей поре романтических иллюзий, сентиментальных порывов, подспудных желаний. В названии «Последний киносеанс» — и радость встречи с любимыми фильмами (Питер Богданович вставляет фрагменты из лент «Отец невесты» Винсенте Миннелли, «Пески Иводзима» Аллана Дуона, «Красная река» Хауарда Хокса), и конец эпохи кино, на смену которому приходит телевидение. Это также и смутное томление юных, собравшихся на вечерний просмотр в кинотеатре маленького городка в Техасе, и горечь ранних утрат и разочарований тех, кто вступал в жизнь в начале 50-х годов, во время далёкой войны в Корее.

Американские зрители начала 70-х годов мгновенно улавливали ассоциативную перекличку с эпохой войны во Вьетнаме, где в ещё большем количестве гибли посланные в ад за тридевять земель парни из Техаса, Аризоны, Канзаса… Скучное, однообразное, бесцельное существование в пыльном, продуваемом смерчами провинциальном городишке, отчуждённость и даже враждебность консервативного, окостеневшего мира родителей и почти всех взрослых, которые уже свыклись с бесперспективностью, пассивностью своего краткого пребывания на этой земле. А молодые, только начинающие собственный путь, жаждут встряхнуть этот сонный, заплесневевший мирок, познать прелести жизни, испытать неведомые чувства, полнокровно и живо воспринимать действительность, стараясь приспособить её к своей неукротимой потребности жить сейчас и немедленно, а не откладывать всё на «потом».

Но ещё не став «дикарями» или «бунтовщиками без причины» из картин Ласло Бенедека и Николаса Рея, они, в трактовке Богдановича, оказываются потерпевшими крах своих надежд, проигравшими поединок с грубой прозой реальности, бесприютными пасынками при живых родителях и в собственном доме, изгоями и перекати-поле, которым суждено скитаться по Америке. Кадры с перегоняемым скотом из «Красной реки» на самом последнем киносеансе и вносящий опустошение в душу безжалостный финал (несутся по ветру обрывки газет у закрывшегося кинотеатра в выглядящем безжизненно городке) странным образом сопоставляются в сознании. Триумф и праздник кончаются реквиемом по кинематографу, по времени, утраченному навсегда. А именины превращаются чуть ли не в поминки по несбывшейся мечте, несостоявшейся жизни.

Фильм, который был с подлинным блеском и виртуозно поставлен 32-летним режиссёром (трудно не восхититься ещё и изумительной, именно в манере старых кинолент, работой оператора Роберта Сёртиса), не только остался лучшим и непревзойдённым в довольно неровном творчестве Питера Богдановича, но и прочно вписался в первую когорту бунтарских и горестно правдивых произведений, снятых на рубеже 60—70-х годов. Тогда американский кинематограф был особенно честен, непримирим, беспощаден — и одновременно проникнут любовью и состраданием к страстотерпцам и изгнанникам, «дезертирам и странникам».

Причём картину очень хорошо встретили зрители (аудитория составила почти 18 млн. человек, а бюджет оказался превзойдённым более чем в 22 раза!), которые узнавали в искусно стилизованной под ретро истории про молодёжь 50-х собственные судьбы и нерешённые проблемы. Но вот Американская академия киноискусства, в общем-то, проигнорировала «Последний киносеанс», лишь выделив из актёрского ансамбля, где многие были дебютантами, более опытных исполнителей: Клорис Личмен в роли чувствующей себя одиноко жены тренера школьной баскетбольной команды и Бена Джонсона, который сыграл владельца бильярдной, именно им вручив премии «Оскар». Зато к исходу века лента заслужила честь быть включённой в Национальный регистр.

Сергей Кудрявцев
Авторская оценка: 10/10
http://www.kinopoisk.ru/level/3/review/913278/
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz