Воскресенье
01.12.2024
22:28
 
Липецкий клуб любителей авторского кино «НОСТАЛЬГИЯ»
 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | "ДЕНЬ НАЧИНАЕТСЯ" 1939 - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
"ДЕНЬ НАЧИНАЕТСЯ" 1939
Александр_ЛюлюшинДата: Вторник, 24.07.2012, 19:50 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 3279
Статус: Offline
Увядающие цветы, гаснущая сигарета, разбивающееся зеркало … Всё говорит нам о том, что история «маленького человека» не будет иметь положительного финала. Но его судьба тем более трагична, что роковой выстрел звучит не однажды и что иного конца не предусмотрено. Вглядываясь в зеркало прошлого, испытываешь любовь и понимание к простому трудяге, по воле случая утратившему возможность выпадающего счастья. Выход из одиночества, отмеренного для жертвы часами жизни, конечно, случится и возвестит нам о том, что для кого-то ещё день только начинается …

«ДЕНЬ НАЧИНАЕТСЯ» (фр. Le Jour Se Lève) 1939, Франция, 93 минуты
— криминальная драма Марселя Карне, неоднократно называвшаяся в десятке лучших картин мирового кинематографа








Франсуа, потертый жизнью, романтический одиночка, забаррикадировался в своей квартире после совершения преступления на почве страсти — он убил развратного Валентина. Пока полиция окружает его дом в Нормандии, Франсуа вспоминает двух женщин, которых он любил — Франсуазу и Клару — и Валентина, мужчину, который причинил горе им обеим.

Съёмочная группа

Режиссёр: Марсель Карне
Сценарий: Жак Вио, Жак Превер
Операторы: Филипп Агостини, Андре Бак, Курт Курант
Композитор: Морис Жобер
Художники: Александр Траунер, Борис Блински
Монтаж: René Le Hénaff

В ролях

Жан Габен — Франсуа
Жаклин Лёрон — Франсуаза
Арлетти — Клара
Жуль Берри — Валентин
Бернар Блие — Гастон

Награды

Номинация в 1939 году на Кубок Муссолини — в тот период главный приз Венецианского кинофестиваля.

Интересные факты

Фильм был запрещён к показу во Франции цензурой Режима Виши. Широкое признание получил после повторного выхода на экраны в 1945 году.

В 1947 году на основе картины «День начинается» режиссёром Анатолем Литваком снята американская версия фильма в стиле нуар под названием «Длинная ночь» (англ. The Long Night). Роль Франсуа исполнил Генри Фонда.

Смотреть фильм

http://vk.com/video16654766_162959878
http://vk.com/video16654766_162959882
 
Андрей_ШемякинДата: Понедельник, 03.08.2015, 17:32 | Сообщение # 2
Группа: Проверенные
Сообщений: 182
Статус: Offline
Жан Габен в трагедии Марселя Карне вовсе не выбирал одиночество приговоренного: это жизнь и злая воля дрессировщика собачек Валантена, и.о. мелкого беса на этой земле, завела его в гибельную трясину. И тупик все ближе. Пространство жизни постепенно суживается до угла комнаты, а сдаться на милость победителей - невозможно. По мере осознания безвыходности своего положения герой, отнюдь не склонный к рефлексии в стиле "быть, или не быть", становится всё более и более одиноким, - до тех пор, пока принципиально новый конфликт в мировом кино не обнажится до донышка. Трагедия оказалась без катарсиса, потому что именно сильного человека можно связать по рукам и ногам. Пока борешься с обстоятельствами, - не одинок. Хуже, когда воплощенное Зло считает, что уже победило. Хуже для Зла, естественно. Поражение наступает в момент победы.
 
ИНТЕРНЕТДата: Понедельник, 20.05.2019, 22:55 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
«День начинается» (Le Jour Se Lève)
Экзистенциальная драма


Этот фильм открывается сценой убийства, которое дано как бы с объективной точки зрения - со стороны предполагаемого наблюдателя. Следует панорама по лестнице дома - мы видим поднимающегося по ней слепого. А из дверей квартиры, откуда доносятся выстрелы, вываливается некий человек в пальто (лишь потом мы узнаём, что это - Валантен). Крутая панорама вниз - человек скатывается по ступеням лестницы и умирает. Слепой, слышавший выстрелы, натыкается своей палкой на труп. Он ничего не видел и ничего не знает. Но ведь и мы, зрители, оказываемся точно в таком же положении. Нам совершенно неясны причины убийства. А внутрикадровое сопоставление всего происшедшего с реакцией слепого, который обнаружил труп, как раз и позволяет метафорически заключить, что зрители в данный момент словно тоже слепы. Не случайно, что потом мы станем свидетелями этого убийства уже с точки зрения главного героя - со стороны Франсуа. И лучше поймём причину свершившегося. Проникнем в суть явления - в то, что скрыто от постороннего очевидца или же остаётся невидимым для слепого. Даже в этом проявляется типичный для произведений Марселя Карне конфликт объективного и субъективного.

Картина «День начинается» - это проникновение во внутреннюю реальность того, кто осуществил убийство. Зрителям предоставлена возможность войти в субъективное время героя. Причём мы делаем это вместе с ним, вспоминающим обстоятельства, которые привели к преступлению. Заперев комнату на ключ (то есть замкнув себя в субъективном времени, отгородившись от действительности и предопределив свой исход), Франсуа подходит к зеркалу. Оно - метафора прошлого. Кстати, это зеркало схоже с зеркалом Франсуаз, и подле него лежат одни и те же сувениры: плюшевый медвежонок и брошка. Данные вещи заставляют основного персонажа воспроизвести в памяти историю своей любви, а значит, и предысторию убийства. А всё началось с того, когда Франсуа однажды утром отправился на завод, где его ждала роковая встреча с Франсуаз. День начинается. Но утро - начало конца. Характерна в этом смысле такая деталь: на заводе цветы в руках Франсуаз мгновенно вянут. Этот мир вообще не приспособлен для любви и счастья.

Думая о прошлом, герой Жана Габена постоянно курит. Как отмечал Андре Базен, пачка сигарет выполняет здесь ту же функцию, что и будильник, который завёл Франсуа именно в момент прихода Валантена. То есть, сам не осознавая это, отмерил себе оставшееся время жизни. И когда спички у Франсуа заканчиваются, он начинает прикуривать сигареты одну от другой. Из-за оплошности его сигарета гаснет. Тогда герой кричит толпе, собравшейся внизу, у дома: «Франсуа больше нет, его не существует, понимаете?!» - и стреляет в себя. После этого раздаётся звон будильника. Заведённые часы словно определили время от убийства до самоубийства. Смерть означает окончательное выключение из времени.

Интересно, что это вполне объективное время, отмеренное ходом часов, воспринимается в данном случае как субъективное время основного персонажа. Но следовало бы провести границу между субъективным временем прошлого и субъективным временем настоящего. Они развиваются как параллельные действия (согласно замечанию Пьера Лепроона): первое рисует те обстоятельства, которые привели Франсуа к преступлению, второе - условия, вынудившие его совершить самоубийство. Сюжетная конструкция напоминает замкнутый круг. Убийство и выстрел в себя рифмуются. Герой как бы два раза проделал путь по одному из кругов ада. Это ещё сильнее подчёркивает предопределённость судьбы Франсуа. Ему ничего не остаётся, как повторно совершить преступление - теперь против самого себя.

Вроде объективным временем надо было бы считать время людей, собравшихся около дома (между прочим, возвышающаяся над площадью чёрная громада одинокого здания тоже рождает ощущение, что забаррикадировавшийся обитатель действительно обречён), и время полицейских, которые атакуют квартиру Франсуа. Но обычное течение жизни нарушено, время выведено из равновесия, поставлено в конфликтную ситуацию. Казалось бы, ночь - однако никто не спит. Текущее время и время как объективная данность словно распадаются. Только утром, когда зазвонит будильник после кончины героя, бесконечное Время снова заявляет о себе и вступает в свои права.

Каждый человек поневоле включён во время, из которого нельзя вырваться. Время есть жизнь. Вечность - это небытие. Но во времени человек всё-таки несвободен. Он одинок. Всё ему препятствует. Счастье невозможно. Один лишь выход - самоубийство. Только переход в небытие даёт обретение свободы. По Хайдеггеру, «свобода идентична существованию». Довоенный Карне (а ему было в пору создания фильма «День начинается» только 29 лет!), который поразительно чувствовал грядущий слом всего миропорядка, хотя ещё продолжал надеяться, что «день начинается», в каком-то смысле предвосхитил экзистенциализм.

А в плане реставрации потерянного времени в картине «День начинается» близка Марселю Карне, скорее, прустовская модель. Это время останавливается, возвращается вспять, расчленяется на субъективное восприятие, выключается из общей системы Времени и рассматривается «под микроскопом». Оно дробится на несколько субъективных времён, которые не тождественны друг другу. Тем не менее, внешний линейный порядок событий пока что сохраняется. И можно сказать, что в данном аспекте «День начинается» ближе к «Гражданину Кейну» Орсона Уэллса, нежели к «Земляничной поляне» Ингмара Бергмана. Эта лента - как разрушение мифа.
Поиски Франсуа смысла жизни обречены на неудачу. Время его не принимает, оно отчуждено. Герой Жана Габена практически замурован в доме, который выглядит как огромный мрачный памятник на его могиле. У Франсуа нет будущего - счастье уже невозможно, и жизнь всё равно кончена, даже если он не убьёт себя. Франсуа совершил преступление, которое неизбежно должен был совершить. Он сам - жертва судьбы. Никто уже не может спасти этого человека. Между ним и прежней жизнью - теперь непреодолимый барьер. Единственный выход из тупика собственного одиночества - это смерть.

У Франсуа нет возможности изменить настоящее - и он оказывается в прошлом. Его субъективное время - время воспоминаний перед неминуемым концом. Но память отбирает лишь то, что неотвратимо ведёт к беспощадному финалу. Здесь уже нет тщетных попыток обмануть судьбу, как это было в «Набережной туманов». Тревожная, неустойчивая, именно туманная атмосфера сменяется в фильме «День начинается» чёткостью и ясностью, не оставляющей никаких надежд. Также интересно проследить эволюцию кино Карне на протяжении всего лишь одного года. «Отель «Северный» (1938) кончался словами героини: «День начинается». И это была победа любви над смертью. Жизнь продолжалась. Субъективное и объективное время совпадали. А в фильме «День начинается» (1939) побеждает Время. Любовь оказывается призрачной и иллюзорной.

Герои Марселя Карне приходят словно из «темноты» - прошлого, как такового, у них нет. Режиссёру важны кульминационные моменты внутренней жизни персонажей. Они вырываются из неосознанной повседневности только благодаря любви, переосмысливают мир, себя и своё место в этом мире. Любовь, по Карне, - это прозрение. Она должна открыть герою его истинное «я», вернуть свободу самоосуществления. Любовь является здесь мифологическим временем, входящим в реальность. Жизнь человека раздвигает свои границы и также приобретает на какое-то время мифологический характер.

Отсюда вытекает, что герои Марселя Карне являются персонификациями понятий Добра и Зла. Это - символы людей, согласно Роджеру Мэнвеллу. Вообще все ленты Карне - антитеза Добра и Зла. Действительность порой похожа на бредовый сон. Она абсурдна и хаотична (что особенно заметно в «Странной драме»). Мир разума и красоты, естественный мир счастья возрождается лишь в мечте. Эта мечта - любовь. Но она трагична. Романтическая мечта волнует именно своей недостижимостью. Она может существовать и в жизни, и в искусстве только как вечная иллюзия человечества.

Любовь - понятие вневременное. А между тем, человек существует во времени. И потому для персонажей Марселя Карне невозможно счастье. Как очень точно заметил Пьер Лепроон, «драма возникает из борьбы, в которую вступает с Судьбой другое главное действующее лицо - Любовь». Но можно сказать и наоборот: рядом с Любовью всегда оказывается Рок, который довлеет над людьми. И они неизбежно движутся к концу. Ибо именно в смерти - победа любви. Любовь рассматривается Карне как одна из вечных тайн, в которой раскрываются духовные силы человека.

Так называемый «поэтический реализм» Марселя Карне, на самом-то деле, имеет романтический, чуть ли не символический характер. В его фильмах - романтическое одиночество героя-отщепенца, неустойчивость мира, смутное тревога перед надвигающейся катастрофой, тщетная попытка бегства от судьбы, мечта об избавлении от преследующего прошлого. Но стиль Карне - не просто романтический, а философско-романтический. Этот режиссёр вернул романтическим концепциям изначальную философичность и обнажил трагический характер своих сюжетов. Конфликт его основных персонажей - это конфликт между ними и реальностью, обладающий мифологическим измерением. Это столкновение субъективного и объективного времени, а в более широком плане - Времени и Вечности.

Сергей Кудрявцев
https://u.to/sYNvFQ
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz