Четверг
28.03.2024
17:44
 
Липецкий клуб любителей авторского кино «НОСТАЛЬГИЯ»
 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Михаил Доллер и Всеволод Пудовкин "СУВОРОВ" 1940 - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Тестовый раздел » * СОВЕТСКОЕ и ПОСТСОВЕТСКОЕ КИНО * » Михаил Доллер и Всеволод Пудовкин "СУВОРОВ" 1940
Михаил Доллер и Всеволод Пудовкин "СУВОРОВ" 1940
Александр_ЛюлюшинДата: Вторник, 28.02.2023, 19:40 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 3241
Статус: Offline
«СУВОРОВ» 1940, СССР, 101 минута
— историко-биографический фильм


Картина о великом русском полководце генералиссимусе Александре Васильевиче Суворове, охватывающий период последних лет его жизни в эпоху царствования Павла I. В центре фильма легендарный переход через Альпы.

Съёмочная группа

Режиссёры: Михаил Доллер, Всеволод Пудовкин
Сценарий: Георгий Гребнер, Николай Равич
Директор фильма: А. Кравцов
Операторы: Анатолий Головня, Тамара Лобова
Композитор: Юрий Шапорин
Художники: И. Давыдов, Владимир Егоров, Н. Давыдов, Константин Ефимов
Монтаж: Людмила Печиева

В ролях

Николай Черкасов (Черкасов-Сергеев) — Александр Васильевич Суворов
Аполлон Ячницкий — Павел I
Михаил Астангов — граф Алексей Андреевич Аракчеев
Сергей Килигин — князь Пётр Иванович Багратион
Всеволод Аксёнов — Мещерский
Александр Ханов — Платонов
Георгий Ковров — Прохор Иванович Дубасов, денщик полководца А.В. Суворова
Александр Антонов — полковник Тюрин
Прошка, денщик Суворова — Георгий Ковров
Юрий Домогаров — генерал Матвей Иванович Платов
Александр Смирнов — князь Алексей Иванович Горчаков
Галина Фролова — крестьянка
Анатолий Соловьёв — Иван Синица
Галина Кравченко — Лопухина
Александр Пелевин — полковник Тур
Евгений Гуров — Франц фон Вейротер
Владимир Марута — генерал-майор Толбухин
Владимир Дорофеев — Авдеич
Александра Данилова — крестьянка
Елизавета Кузюрина — баба с детишками
Фёдор Иванов — Егорка
Николай Арский — Михаил Андреевич Милорадович
Анатолий Папанов — солдат

Интересные факты

В фильме практически нет батальных сцен (сцен сражения). Они заменены слайдами с их описанием.

Знаменитый проход Суворова через Альпы был «разыгран» Всеволодом Пудовкиным в Кавказских горах.

Награды

Сталинские премии (1941) — режиссёрам Всеволоду Пудовкину и Михаилу Доллеру, а также исполнителю главной роли Николаю П. Черкасову-Сергееву.

Смотрите фильм

https://vk.com/video-36362131_456240985
 
И_Н_Т_Е_Р_Н_Е_ТДата: Среда, 01.03.2023, 22:32 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 138
Статус: Offline
«СУВОРОВ»: НА ВЗГЛЯД СОЛДАТА

Конечно же, нельзя не видеть, что картина замечательно снята. Причудливое (а на самом деле безусловно выверенное) сочетание различных оттенков белого и серого цвета в «царских» эпизодах, холодный, спокойный свет, заливающий мраморные залы и анфилады комнат дворца, не радующие глаз светлые блики на мертвенном золоте украшений — все это создает необходимый авторам образ павловской России с эффективностью, значительно превосходящей попытки создать этот образ с помощью обличительных диалогов и актерского нажима, свойственного исполнителям отрицательных ролей тогдашнего советского кинорепертуара.

А эпизоды классической павловской военной муштры, с их подчеркнуто экзальтированной геометрией кадра, безусловно вызывают в зрительной памяти излюбленные композиционные решения великих отечественных лент 20-х годов.

И, разумеется, достойна высочайших похвал работа Николая Черкасова (Сергеева). Маленький, тщедушный старичок, постоянно на наших глазах «взрывающийся», обнаруживающий великую силу и храбрость Духа,— это, вне всяких сомнений, одно из значительнейших достижений отечественной киноактерской школы...

После вступительных титров на экране возникает следующая надпись: «За плечами мировая слава — десятки блестящих побед: Краков, Туртукай, Рымник, Фокшаны, Кинбурн и неслыханный по дерзости штурм Измаила». Итак, блестящие победы, как видим, одержаны за пределами тогдашних российских границ. А сам фильм четко делится на три части. Первая — упомянутая уже победа в Польше, вторая — ссора с Павлом и опала, во время которой полководец изнывает от безделья в своем родовом имении, окруженный боевыми друзьями. И, наконец, третья — новая победа и опять за пределами Родины. Рассказ об этой победе предваряет следующий титр: «Начался легендарный «Италийский поход». В течение четырех месяцев Суворов обратил в бегство лучших полководцев Франции и, очистив Италию от неприятеля, отдал страну под власть союзной австрийской короны. Путь на Париж был открыт».

Завершается картина большим эпизодом, воспроизводящим знаменитый переход через Альпы. Причем сам феномен этого храброго полководческого решения трактуется сообразно основной идее произведения. Беспрецедентное решение о форсировании естественной горной преграды возникло и было осуществлено потому, что родилось оно в голове русского полководца, а выполнено русскими солдатами. «Безумие! Армия измучена»,— восклицает офицер с иноземной фамилией Вейротер. Суворов же встает и с пафосом ответствует: «В величайшей всесокрушающей храбрости моих чудо-богатырей не сомневаюсь.

С. Лаврентьев, «Искусство кино» № 5, 1990 год
https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/6865/annot/
 
И_Н_Т_Е_Р_Н_Е_ТДата: Среда, 01.03.2023, 22:33 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 138
Статус: Offline
Суворов

Всеволод Пудовкин, автор знаменитой революционной кинотрилогии 20-х годов ("Мать", "Конец Санкт-Петербурга", "Потомок Чингиз-хана"), никогда не собирался работать в историческом жанре. После "Потомка" режиссер увлекся современной темой. В 1930 году он ставит очень интересную по стилю бытовую драму "Простой случай". В 1933 заканчивает "Дезертира" о забастовочном движении в Германии. Фильм получился гораздо слабее предшествовавших. И уж совсем неудачной вышла "Победа" в 1938 году, повествовавшая о летчиках сверхдальних перелетов. Современная тема не давалась Пудовкину, и к концу 30-х годов он оказался в творческом тупике.

Вот тут-то режиссеру и предложили поставить исторический фильм. Его, вслед за Эйзенштейном, подключили к созданию историко-биографической серии, начало которой в 1937 году положил фильм Владимира Петрова "Петр Первый". Серия, призванная воплотить на экране крупные фигуры прошлого, была предназначена для решения и актуальных политических задач.

Во-первых, она должна была воскресить и укрепить русский патриотизм В 30-е годы - перед угрозой войны, в послевоенные - перед "угрозой" космополитизма. Отсюда "славянофильский", точнее, "русофильский" характер картин этой серии, выраженное в них противопоставление России Западу в пользу первой.

Во-вторых, серия должна была стать как бы "историческим подкреплением" внешней и внутренней политики государства.

И, наконец, серия должна была служить "исторической подпоркой" личной диктатуре Сталина. Не зря многие фильмы этой серии носят ярко выраженный "культличностный" характер. Подобно тому как в фильмах о вождях Сталин изображается главным "двигателем" советской истории, так в историко-биографической серии государи творят посредством любящего их народа русскую историю. Не случайно эти две серии, историко-революционная и историко-биографическая, будут сопровождать друг друга словно двойники с1937по1952 год, пока не сольются друг с другом в самом конце сталинского времени в картине Ефима Дзигана "Джамбул".

Из служебно-идеологического характера историко-биографической серии вытекают и другие ее черты. С одной стороны, очень вольное обращение с реальными фактами, которые часто искажаются, модернизируются, дополняются вымыслами и т. п.

С другой стороны, стиль фильмов этой серии, обилие в них многофигурных мизансцен, призванных символизировать взаимоотношения великих личностей и обступившей их, выражающей любовь и почтение, людской массы. Фильмы зачастую оказывались примитивными, сухими иллюстрациями идеологических догм. Особенно это характерно для фильмов послевоенного советского кино 1946-1953 годов.

В 30-е же и в военные годы удалось создать целый ряд блестящих произведений, вошедших в советскую классику, что достигалось чаще всего благодаря фольклорной стилизации в обработке исторического материала. Так были сделаны, например, фильм Сергея Эйзенштейна "Александр Невский" и ряд других картин. В чем-то сходным, но своим путем пошел и Пудовкин, создавая в 1940 году "Суворова"...

Но сначала режиссер поставил другой исторический фильм В 1938 году Пудовкину было предложено экранизировать роман Виктора Шкловского "Русские в начале XVII века", повествующий о "Смутном времени", об изгнании поляков из России народным ополчением во главе с Мининым и Пожарским Режиссер с энтузиазмом взялся за работу, и в 1939 году картина под названием "Минин и Пожарский" вышла на экраны.

Фильм, хоть и получил хорошую прессу, оказался на самом деле малоудачным. Он вышел очень статичным, вялым, перегруженным событиями и персонажами. К тому же весьма невыразительными и скучными получились и образы главных героев. Быть может, поэтому Пудовкин сначала отказывался от "Суворова". И, только прочтя сценарий Георгия Гребнера и Н. Равича и найдя в нем интересное для себя, согласился. Так появилась лучшая и самая популярная из звуковых картин Пудовкина. Словно бы судьба пошутила с режиссером. Она как бы нарочно "допустила" сначала "Минина", чтобы на его фоне засверкал "Суворов".

И действительно, эти картины совершенно противоположны. Там статика, здесь парит динамика. Там тяжеловесная серьезность, здесь легкий и острый юмор. Там рыхлость композиции, здесь математически точная ее выверенность. Там пластическая расплывчатость, здесь графическая четкость. Такими же различными получились и образы главных героев. Минин и Пожарский неспешны в движениях, монументальны и похожи на памятники. Суворов - это сама жизнь, само движение. Он быстр, ловок, остроумен, приземлен, но в то же время царит над всеми остальными персонажами.

В "Суворове" зритель сможет обнаружить характерные черты историко-биографического фильма 30-х годов. В картине много исторических вольностей. Зрителя, вероятно, удивит степень независимости Суворова от императора. Удивит и то, что Суворову пытаются придать черты чуть ли не декабриста, он читает вольнолюбивые стихи, хочет отпустить крепостных на волю. Его отправляют в ссылку, куда тайно, переодевшись крестьянином, приезжает Багратион и т. п. Наблюдается в фильме и четкая "славянофильская" тенденция. "Славянофил" Суворов со своей армией противопоставлен "западнику" Павлу с его прусским двором. Имеется здесь и актуальный политический подтекст: фильм начинается с разгрома польской армии - явная аналогия разгрому Польши в 1939 году.

Картина, таким образом, легко могла превратиться в сухую, примитивную иллюстрацию современных ей идеологических тезисов, какими получились многие фильмы биографической серии. И все же "Суворов" счастливо избежал этой участи благодаря занимательной и удачной в целом обработке исторического материала, отличной режиссуре Пудовкина, мастерству оператора Анатолия Головни и художника Владимира Егорова. Ну и, конечно, благодаря блестяще созданному образу главного героя, роль которого исполнил Николай Черкасов (Сергеев).

Пудовкин учел недостатки "Минина и Пожарского". Если в "Минине" образы главных героев создавались в тяжелом, монументальном стиле (здесь примером и образцом для Пудовкина мог послужить былинно величавый "Александр Невский" Эйзенштейна), то образ Суворова конструировался, вероятно, с оглядкой на бабочкинского Чапаева. И на самом деле, почти все черты знаменитого персонажа фильма "Чапаев" можно найти и в черкасовском Суворове. Во-первых, "народность" героя. Хотя Суворов и возвышается над солдатской массой, тем не менее он не превращается в божка и идола. Авторы нашли хорошее противоядие культовой тенденции: они изобразили суворовскую армию как большую и дружную семью, где Суворов - отец, а солдаты - ему дети. Поэтому в фильме совершенно объяснима и естественна ответная и всеобщая любовь солдат к Суворову.

В чем-то образ Суворова напоминает тип фольклорного плута и хитреца. Важнейшее свойство его характера заключается в стихийности и эксцентризме поведения и жизненного стиля. В черкасовском Суворове они мотивированы его независимостью, его почти сказочной свободой. Быть может, самым показательным примером стихийного эксцентризма Суворова является эпизод его приезда в цитадель павловского деспотизма - гатчинский дворец и встречи его с императором Здесь и дурашливое, клоунадное катание по паркету, экстравагантные поклоны слугам, двусмысленные каламбуры о заболевшем животе и пр. В этом эпизоде кроме Черкасова следует отметить отличную игру двух других актеров: Михаила Астангова, изобразившего Аракчеева "хитрой лисой", и А. Ячницкого, блестяще исполнившего роль Павла I, придав ей черты деспотического эксцентризма. На экране как бы столкнулись две формы эксцентризма - суворовский, свободы, и павловский, деспотический.

Такому образу Суворова точно соответствует пружинистая, динамичная и четкая композиция картины. Она строится на чередовании и противопоставлении "свободы" и "деспотизма". Первый эпизод, изображающий триумф Суворова после победы, весь дышит свободой: широкое поле, из глубины кадра на руках несут Суворова, над полем гремит "ура". Вторая часть, которую можно назвать "Павел и Суворов", напротив, наполнена "тюремными" образами: гатчинский дворец с шахматным паркетом, окаменевшие дворецкие и часовые, мертвый порядок, а за окнами на плацу - муштра солдат, одетых в прусскую форму и обучаемых по прусскому образцу.

Еще один образ несвободы - неподвижное, замкнутое пространство суворовской ссылки, после которого мы вдруг вновь попадаем на дышащие волей холмистые, альпийские луга, по которым легко и стремительно движется, словно летит, со своими чудо-богатырями Суворов. Он празднует свой очередной триумф.

В последней части фильма - "Альпийский переход" - Суворов вместе со своей солдатской семьей попадает в "горный плен" - эпизод выразительно снят оператором Анатолием Головней в горах Кавказа. Но плен воспринимается лишь как пауза перед окончательным освобождением героев. И вскоре оно начинается. И вновь замкнутое пространство сменяется свободным пространством горных дорог и круч, а статика - стремительной динамикой суворовской атаки. И когда Суворов указывает саблей вдаль, жест воспринимается символически как указание пути к свободе, дороги к окончательной воле. В этом последнем кадре герои фильма словно бы уходят от нас в ее легендарное пространство.

Картина вышла на экраны страны в январе 1941 года и имела огромный зрительский успех... После войны Пудовкин еще дважды будет обращаться к русской теме, к русской истории и культуре. И если в "Адмирале Нахимове", вышедшем в 1946 году, еще будет встречаться "суворовский" дух и блеск, то "Жуковский" (1950) окажется просто схематичной биографической киноиллюстрацией, каких много выходило в тот период заката сталинской эпохи. "Суворов" же так и останется последним пиком в художнической эволюции классика отечественного кино. И одной из лучших исторических лент, снятых в России.

Владимир Семерчук
https://www.russkoekino.ru/books/ruskino/ruskino-0039.shtml
 
И_Н_Т_Е_Р_Н_Е_ТДата: Среда, 01.03.2023, 22:34 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 138
Статус: Offline
«Пора перестать изображать Суворова как добренького папашу…»
К 80-летию художественного фильма «Суворов». Часть I


В коллекции Исторического музея прошлое нашей страны документировано самыми разнообразными материалами. Это подтверждается знакомством с комплектом миниатюрных рекламных фотобуклетов-гармошек (33 шт.) и фотографических открыток с портретами артистов СССР (14 шт.) в 1936–1941 гг. из собрания фондов музея В. И. Ленина.

На фотооткрытках нашли отражение фильмы как хорошо известные («Волга-Волга», «Трактористы», «Дети капитана Гранта», «Бесприданница», «По щучьему веленью»), так и те, которые знакомы лишь знатокам советского кино («Искатели счастья», «Бабы», «Оборона Петрограда»). Среди них можно отметить и кинокартины о героях и событиях дореволюционного прошлого — «Юность поэта», «Пётр Первый», «Суворов». О последнем художественном историческом фильме, снятом 80 лет назад, и пойдёт речь. 

Сценарий кинокартины о великом полководце, генералиссимусе А. В. Суворове написал драматург Г. Э. Гребнер в соавторстве с Н. А.  Равичем  в 1937 г. (впоследствии автором считался только Гребнер). Советский востоковед, переводчик, литератор и сценарист Равич  написал пьесу «Суворов», по которой вместе с  Гребнером создал первый вариант сценария одноименного фильма.  Предположительно в 1937 г. Равич был арестован. В 1947 г. он подлежал повторному аресту, освободился только в 1954 г. В 1960-е гг. он участвовал в восстановлении картины. 

Написание сценария фильма о военном деятеле дореволюционного времени шло с трудом. Работу осложняла атмосфера подозрительности и доносительства в годы Большого террора. Так, в письме консультанта Главного управления кинопромышленности Г. В. Зельдовича в Комитет партийного контроля при ЦК ВКП(б) от 18 января 1938 г. (это был донос на начальника Главного управления кинопромышленности Комитета по делам искусств СССР Б. З.  Шумяцкого) можно прочесть следующее: «Мы получили сценарий, стали работать, а  Шумяцкий через несколько дней передаёт, что ему руководящие товарищи сказали, что, мол, делать этот фильм вообще трудно, что не надо показывать споры Суворова и Павла I». В другом месте письма Зельдовича сценарий «Суворова» значился среди тех, которые «лежали у него [Шумяцкого   — Прим. авт.] неделями». 

30 декабря 1938 г. в статье А. Дубровского и А. Воложенина «Почему мало кинокартин», так и не опубликованной в «Известиях», с которой знакомились такие высокопоставленные партийные и государственные деятели, как А. А. Жданов и В. М. Молотов.  Председатель Комитета по делам кинематографии при Совете Народных Комиссаров СССР С. С. Дукельский, сменивший репрессированного Шумяцкого, обвинялся в том, что «снятой с плана оказалась и картина о великом русском полководце Суворове». 

4 ноября 1939 г. в постановлении Политбюро ЦК ВКП(б) «О тематическом плане производства художественных кинокартин на 1939–1941 гг.» в списке «Темы (сценарии), подлежащие разработке и выпуску кинокартин в 1940 г.» под пунктом № 1 значился «Суворов». К слову, сценарий «Котовский» о прославленном герое Гражданской войны стоял в этом списке на 4-м месте, «Карл Либкнехт» о немецком революционере — на 5-м, сценарий о В. В. Маяковском на 11-м, о гремевшем на всю страну славном лётчике В. П. Чкалове — на 12-м.

Следует отметить, что с середины 1930-х гг. с подачи И. В. Сталина в СССР происходил процесс частичный реабилитации отдельных страниц дореволюционной истории. Советская пропаганда приобретала уже не революционно-интернационалистский, как ранее, а державно-патриотический характер. С помощью большого идеологического поворота Советский Союз, которому предстояло защититься от фашистской агрессии, должен был предстать в глазах граждан преемником предыдущих славных эпох в истории России. Образы военных героев прошлого в условиях надвигавшейся войны должны были мобилизовать советское общество на отпор агрессору.

Отражением значимости образа Суворова в советской культуре тех лет явилась историческая поэма К. М. Симонова «Суворов», написанная в 1938 г. и вышедшая в 1939 г. в печатном органе Союза писателей СССР журнале «Знамя» (№ 5, 6). Интересно, что ещё осенью 1937 г. М. А. Булгаков после неудачного опыта с либретто оперы «Минин и Пожарский», раскритикованным за недостаточную антипольскость (на фоне враждебных советско-польских отношений) подумывал обратиться в области драматургии к образу Суворова.

В период советско-германского дипломатического сближения, начавшегося с подписания пакта о ненападении 23 августа 1939 г., производство фильмов о сопротивлении военным агрессорам, в т. ч. в историческом прошлом, в СССР отошло на второй план. С осени 1939 г. до конца 1940 г. новые исторические фильмы не выходили на советский экран. Однако с осени 1940 г., когда переговоры В. М. Молотова в Берлине с руководством Третьего Рейха выявили принципиальные разногласия сторон и стала понятна неизбежность германской агрессии против СССР, вновь оказались актуальны военно-патриотические, или, как их тогда называли, «оборонные» фильмы.

Так, в январе – мае 1941 г. советский зритель увидел ряд премьер: «Суворов», «Салават Юлаев», «Богдан Хмельницкий». Причём «Суворов» стал историческим фильмом, хронологически следующим за «Мининым и Пожарским» (1939 г.).

Съёмка фильма «Суворов» была поручена Московской ордена Ленина киностудии «Мосфильм», известному кинорежиссёру заслуженному деятелю искусств РСФСР, орденоносцу (имел орден Ленина) Всеволоду Илларионовичу Пудовкину, зарекомендовавшему себя кинокартиной «Минин и Пожарский». Сорежиссёром В. И. Пудовкина в съёмках фильма стал уже многократно работавший вместе с ним Михаил Иванович Доллер. По воспоминаниям известного киноведа В. Б. Шкловского, Доллер «был человек скромный, в силу занятости делом незаметный, но все к нему относились так, как люди относятся к хлебу, к соли, к свету на съёмке… М. И. Доллер прежде всего был великим дегустатором актёра. Он знал в отдельном человеке, как тот будет выглядеть на всём протяжении создания картины».

Главную роль исполнял Николай Петрович Черкасов (Сергеев), актёр театра и кино, тезка по имени и фамилии более знаменитого актёра Н.К. Черкасова.

Перед началом съёмок фильма «Суворов» И. В. Сталин серьёзно поучаствовал в корректировке сценария. Как вспоминал К. М. Симонов, Сталин «ничего так не программировал — последовательно и планомерно, — как будущие кинофильмы, и программа эта была связана с современными политическими задачами, хотя фильмы, которые он программировал, были почти всегда, если не всегда, историческими…». Какими задачами «программировался» фильм «Суворов»? На этот вопрос мы ещё дадим ответ. А пока обратимся к замечаниям Сталина по сценарию.

9 июля 1940 г. Сталин пишет Председателю Комитета по делам кинематографии при СНК следующее: «Сценарий «Суворов» страдает недостатками. Он тощ и не богат содержанием. Пора перестать изображать Суворова как добренького папашу, то и дело выкрикивающего «ку-ка-ре-ку» и приговаривающего: «русский», «русский». Не в этом секрет побед Суворова. 

В сценарии не раскрыты особенности военной политики и тактики Суворова: 1) правильный учёт недостатков противника и умение использовать их до дна; 2) хорошо продуманное и смелое наступление, соединённое с обходным манёвром для удара по тылу противника; 3) умение подобрать опытных и смелых командиров и нацелить их на объект удара; 4) умение смело выдвигать отличившихся на большие посты вразрез с требованиями «правил о рангах», не считаясь с официальным стажем и происхождением выдвигаемых; 5) умение поддерживать в армии суровую, поистине железную дисциплину. 

Читая сценарий, можно подумать, что Суворов сквозь пальцы смотрел на дисциплину в армии (не высоко ценил дисциплину) и что он брал верх не благодаря этим особенностям его военной политики и тактики, а главным образом — добротой в отношении солдат и смелой хитростью в отношении противника, переходящей в какой-то авантюризм. Это, конечно, недоразумение, если не сказать больше…» 

Почему И. В. Сталин обращает внимание в своей критике сценария на легковесный характер как изображения Суворова-полководца, так и источников его побед? Ответ мы можем найти в его же выступлении 17 апреля 1940 г. на совещании начальствующего состава по обобщению тяжёлого для Красной Армии опыта боевых действий против Финляндии (30 ноября 1939 г. – 13 марта 1940 г):

«Вопрос, что же особенно помешало нашим войскам приспособиться к условиям войны в Финляндии? Мне кажется, что им особенно помешала созданная предыдущая кампания психологии в войсках и командном составе — шапками закидаем. Нам страшно повредила польская кампания  [сентября 1939 г. —  Прим. авт.], она избаловала нас. Писались целые статьи и говорились речи, что наша Красная Армия непобедимая». Красную Армию Сталин называл «молодой армией, необстрелянной» («Мелкие эпизоды в Манчжурии, у оз. Хасан или в Монголии — это чепуха, это не война, это отдельные эпизоды на пятачке, строго ограниченном», — отмечал он). Вождь критиковал, проявлявшийся в выдвижении командования в РККА «культ традиции и Гражданской войны», а последнюю он характеризовал как войну «не настоящую» (в современном смысле). Командному составу Красной Армии, когда ряд героев Гражданской войны был дискредитирован и уничтожен во время репрессий 1937–1938 гг., надлежало учиться военному искусству у полководцев дореволюционного прошлого. В связи с этим образ последних должен был быть «актуализирован» для решения современных военно-воспитательных задач.

Подтверждением того, что образ Суворова, в то время «не уходил» из мыслей Сталина, являются и слова вождя 9 сентября 1940 г. на совещании в ЦК ВКП(б), касательно ситуации, сложившейся в советской литературе:

«Нужно помогать [молодым писателям — Прим. авт.], надо ломать эту цеховщину. Надо покончить с этими цеховыми традициями, иначе никогда нельзя будет выдвигать людей.

Вот возьмите лучшего полководца нашей страны — Суворова. Он был монархист, феодал, дворянин, граф, но практика ему подсказала, что нужно некоторые устои ломать, и он выдвигал людей, отличившихся в боях. И только в результате этого Суворов создал вокруг себя группу, которая ломала эти устои. Его недолюбливали, потому что он нарушал традиции цеховщины. Говорили — вот этот, не очень способный полководец, но позвольте, ведь у него такая фамилия, такие связи при дворе, он такой милый, как же его не любить? А.  Суворов двигал малоизвестных людей, ломал устои цеховщины. Его за то не любили, однако он создал вокруг себя группу способных людей, хороших полководцев. То же самое, если взять Ленина… Литература, партия, армия — всё это организм, у которого некоторые клетки надо обновлять, не дожидаясь того, когда отомрут старые».

В этой речи Сталин указывает на вредность для самого развития любой сферы (от литературной до армейской и партийной) такой черты, как её замкнутость, делающая сообщества подобными средневековым корпорациям ремесленников — цехам, в которых только узкому кругу посвящённых становились доступны секреты мастерства.

В смысле смелого выдвижения на высокие должности новых людей, без «связей» в самой среде, «вождь» показывает то, что в деле подбора кадров необходимо быть преемственным лучшим чертам «прогрессивных» деятелей из дореволюционного прошлого. Именно на основании по сути проявления «революционности» в кадровой политике Сталин даже позволяет себе соотнести «феодала» Суворова и самого «вождя мирового пролетариата», основателя СССР — Ленина!

Применительно к Красной Армии тогда это означало сталинскую установку на то, что должна была быть прекращена та практика выдвижения командных кадров, которая ярко была показана в словах вождя из уже процитированной выше речи перед начсоставом РККА: «Как у нас расценивают комсостав: а ты участвовал в гражданской войне? Нет, не участвовал. Пошёл вон. А тот участвовал? Участвовал. Давай его сюда, у него большой опыт и прочее». Сталин, по сути, требовал следующее: на место многих низвергнутых и уничтоженных военных деятелей из когорты Гражданской войны должны быть выдвинуты новые профессиональные кадры.

Все пять конкретных указаний Сталина в процитированном выше письме к Большакову были учтены сценаристами фильма «Суворов». В переработанном сценарии есть сочетание смелого наступления, соединённого «с обходным маневром для удара по тылу противника». Суворов неоднократно заявляет, что он не знает слова «отступление». По 3-му и 4-му пунктам сталинского письма — многократное выдвижение в фильме Суворовым на более высокие посты неродовитых офицеров с присвоением им на поле брани, более высоких чинов и «чтобы не долго ждать» награждением личным экземпляром славного военного ордена Георгия. И дисциплину Суворов в сценарии фильма теперь держал поистине по-сталински: «Прищурясь, всматривается в толпу офицеров и внезапно коршуном бросается вперед, извлекая на середину свою очередную жертву — дородного корпусного интенданта.

— А ты где же, павлин пучеглазый, с кашами да с фуражом пропадал?.. Солдатство после боя приустало, а тебя нет! Вот что — запомни впредь и твердо: замедлишь — на первой осине повешу…».

Несмотря на учёт ряда справедливых указаний вождя, В. И. Пудовкин не стал всецело им следовать и всё же сохранил в фильме живой, человеческий образ полководца Суворова.

Тяжело шли непосредственные съёмки фильма. Эпизоды перехода через Альпы снимались в горах Кавказа. Около месяца съёмочный коллектив под руководством В. И. Пудовкина провёл на высоте 2200 м у Девдоракского ущелья, а затем в Дарьяльском ущелье. В массовых сценах участвовало более 2 тыс. солдат и офицеров Красной Армии. В труднопроходимых горах, по отвесным тропинкам передвигались «суворовские полки» и весь персонал экспедиции с киноаппаратурой, запасами пиротехнических материалов. На канатах тащили за собою пушки…

Принимая готовую кинокартину посредством уже вошедшего в традицию просмотра в «ближнем кругу», вместе с руководителями советской кинематографии Сталин уже не возвращался к своему первоначальному негативному отзыву о сценарии.

После долгих мытарств, наконец, фильм был готов к выходу на экраны страны.

Использованные источники и литература

Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ).
Фонд 3. Политбюро ЦК КПСС. Опись 53а. Сталинские премии. Дела 3, 4.
Баранов Ю.Ф. Голубой разлив: дневники, письма, стихотворения. Ярославль, 1988.
Вечерняя Москва. 1941. Январь–февраль.
Рекламный буклет фильма «Суворов». Л., 1941 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://meshok.net/item/52047782
Буклет к кинофильму «Суворов» М., 1949. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://meshok.net/item/186729113
Кремлёвский кинотеатр, 1928–1953. Документы. / Сост. К.М. Андерсон, Л.В. Максименков и др. М., 2005.
Кульков Е.Н. Зимняя война 1939–1940. Книга вторая. И. В. Сталин и финская кампания. (Стенограмма совещания при ЦК ВКП (б)). М., 1999. Правда. 1941. 24, 25 января.
Симонов К.М. Глазами человека моего поколения. Размышления о И. В. Сталине. М., 1990.
Статистическая таблица ЦСУ СССР «Среднемесячная денежная заработная плата рабочих и служащих по отраслям народного хозяйства СССР в 1940, 1945, 1950–1955 гг.». // Советская жизнь. 1945–1953 гг. М., 2003.
Стенограмма выступления И. В. Сталина на совещании в ЦК ВКП(б) «В связи с вопросом о фильме «Закон жизни» Авдеенко А. О.». 9 сентября 1940 года. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://istmat.info/node/58815
Шкловский В.Б. 20 режиссёрских биографий. М., 1978. 
Бранденбергер Д.Л. Национал-большевизм. Сталинская массовая культура и формирование русского национального самосознания (1931–1956).  СПб., 2009.
Закиров О.А. Исторические фильмы СССР 1936–1946 гг.: патриотическое освещение дореволюционного прошлого средствами игрового кино: диссертация… кандидата исторических наук: 07.00.02. М., 2011.
Латышев А.Г. «Суворов»: на взгляд полководца. // Искусство кино. 1990. № 5. С. 4–7.
Левин С.С. Великая Отечественная война. Исследования. Документы. М., 2015.
Летопись российского кино 1930–1945. М., 2007.
Лопатин В.С. Суворов. М., 2019.
Марьямов Г.Б. Кремлёвский цензор. Сталин смотрит кино. М., 1992.
Махнырёв А.Л. «И Суворов, гордый нашею победой…»: Образ А. В. Суворова на плакатах времён Великой Отечественной войны [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://blog.mediashm.ru/?p=3699
Махнырёв А.Л. 800-летие Москвы: великий праздник после Великой Победы. М., 2017.

04.03.2021 АНТОН МАХНЫРЁВ
https://blog.mediashm.ru/?p=7280
 
И_Н_Т_Е_Р_Н_Е_ТДата: Среда, 01.03.2023, 22:34 | Сообщение # 5
Группа: Администраторы
Сообщений: 138
Статус: Offline
«Пора перестать изображать Суворова как добренького папашу…»
К 80-летию художественного фильма «Суворов». Часть II


23 января 1941 г. советские кинозрители впервые увидели художественный фильм «Суворов» (1940 г.), снятый менее чем за полгода. В столице СССР кинолента шла на экранах кинотеатров «Ударник», «Форум», «Колизей», «Москва», в кинотеатре Центрального парка культуры и отдыха им. Горького. Вскоре к этим площадкам добавились кинотеатры «Художественный», «Баррикады», «Октябрь», «Перекоп», 1-й Детский и др. 

К премьере развернулась широкая рекламная кампания. Так, в ежедневной газете «Вечерняя Москва» уже с конца первой декады января 1941 г. публиковались анонсы («Скоро на экранах г. Москвы новый художественный фильм “Суворов”»), которые сопровождались кадрами из фильма и рисунками, изображавшими А. В. Суворова и его «чудо-богатырей».

У входа в кинотеатр «Ударник» были выставлены макеты пушек, задействованных в фильме. В фойе одного из кинотеатров в дни показа «Суворова» даже организовали выставку Исторического музея, где были представлены оружие и обмундирование русской армии суворовских времён.  Всё это погружало зрителя в историческое прошлое, усиливало действенность кинопропаганды.

«Правда» писала о вышедшем фильме, что «картина оставляет глубокое впечатление, это прекрасный, мужественный фильм о доблестных людях и о славных деяниях сынов великого русского народа».

Знаменитый советский режиссёр С. А. Герасимов отзывался о работе коллег так: «Пудовкин, глубоко осмыслив патриотический заказ эпохи, приблизил образ Суворова к современному зрителю. Работая с поразительным актером Н. П. Черкасовым (Сергеевым), он, по сути, вместе с ним сыграл Суворова так, как его понимал. Он подчёркивал не только чудачества Суворова. Он раскрывал масштаб личности полководца, его гигантский народный талант, который как бы вскормила и вырастила вся Россия. Художник от всего сердца выполнял патриотический долг — своим искусством напомнить народу, до какой высоты и мощи патриотического духа может подняться русский человек, особенно когда время требует от него подвига во имя Родины».

Публикуемый буклет из собрания Исторического музея, изданный к выходу фильма художественной мастерской Центрального Дома работников искусств в форме гармошки, был отпечатан скромным тиражом в 2 тыс. экземпляров с ценой в 1 руб. 50 коп. (для сравнения стоимость 1 л молока тогда составляла 2 руб.). Данный буклет был не единственным рекламным к фильму «Суворов». Так, в Ленинграде был отпечатан более скромный по оформлению (с фото одного кадра из фильма), похожий на программку спектакля буклет с тиражом в 12 тыс. экземпляров. Стоимость такого буклета составляла всего 50 коп.

Если всмотреться в кадры, воспроизведённые в буклете, их можно тематически сгруппировать следующим образом:

— Суворов в ссылке в родовом имении в селе Кончанском, с книгой и своим учеником П. И. Багратионом, который привёз ему французские, итальянские, немецкие книги по военному делу (фото 1, 5 сверху) отображает «культурного», «образованного» «общевойскового командира». Подчеркнём, что о необходимости воспитания именно такого рода советских командиров говорил Сталин в своём выступлении 17 апреля 1940 г. на совещании начальствующего состава.

— Суворов среди массы солдат и офицеров (фото 2, 4, 6) показан образцовым строгим и чутким «отцом-командиром». Он ценит каждого солдата («солдат для Отечества превыше всего»), своих «чудо-богатырей», «не ведавших поражений», призывает хранить «боевую славу» и идти только «вперёд». Суворов противопоставлен императору Павлу I, видевшим в армии лишь бездушный «механизм», где все солдаты — «инструменты».

— Простой Суворов (фото 2, 3) как человек дела противопоставлен манерному адъютанту, олицетворявшему придворный конъюнктурный дух. Суворов при военных действиях в Польше не дожидается соединения с войсками генерала, который медленно перемещается с ними, как было положено по уставу, двигаясь только по проторенной дороге. Он сокращает путь своей армии через лес и разбивает польского противника.

— Суворов как герой-победитель. Он сохраняет внешнюю простоту поведения (фото 7) «после боя на подступах к Варшаве», произносит: «Помилуй Бог! Мы их побили!», «Варшава на носу!».

Антипольская тема была политически актуальна в те годы в связи с недавней успешной польской военной кампанией Красной Армии в сентябре 1939 г. (после раздела сфер влияния между СССР и Германией по пакту Молотова-Риббентропа от 23 августа 1939 г. и падения Польши в результате нападения Германии). Военные и политические действия советской стороны тогда завершилась присоединением к СССР Западной Украины и Западной Белоруссии. Эти события явились своеобразным реваншем за поражение Советской России в советско-польской войне 1919–1921 гг.

Итак, по указаниям И. В. Сталина в фильме «Суворов» был дан не просто образ великого полководца, а образец военачальника, который был актуален перед большой войной.

Этот военачальник энергичен и решителен в своих действиях, он предпочитает наступление, а не оборону, считает необходимым разгромить войска французского генерала Наполеона Бонапарта в Италии и идти на Париж, не дожидаясь нашествия врага на Россию. Здесь прослеживается предвоенная аналогия, связанная с советской доктриной о возможности противостоять нападению на СССР военными действиями против самого противника на его территории. Это нашло отражение в песне «Если завтра война…» 1938 г. на стихи В. И. Лебедева-Кумача: 

Мы войны не хотим, но себя защитим, — 
Оборону крепим мы недаром, — 
И на вражьей земле мы врага разгромим 
Малой кровью, могучим ударом! 

Неслучайно премьера спектакля «Полководец Суворов» (постановка И. Бахтерева и А. Разумовского) 14 сентября 1940 г. ознаменовала открытие грандиозного нового здания Центрального театра Красной Армии — первого театрального сооружения в советской Москве. 

Новый фильм «Суворов» был включён в программу всесоюзного кинопоказа оборонных фильмов, организованного Главным управлением кинофикации и Главным управлением массовой печати и проката кинофильмов, проходившего с 3 по 25 февраля 1941 г. и посвящённого 23-й годовщине Красной Армии. В программе кинопоказа из 150-ти (!) кинокартин были как художественные фильмы («Чапаев», «Мы из Кронштадта», «Броненосец “Потёмкин”», «Пётр I», «Минин и Пожарский»), так и научно-популярные, инструктивно-оборонные («На морских рубежах», «Бой в горах», «Юные ворошиловские стрелки», «Рукопашный бой», «Лыжник-боец»), а также демонстрируемый 23 февраля, в День Красной Армии, документальный фильм «Линия Маннергейма». Такое сочетание должно было соединить исторический военный опыт и советскую современность.

Власть стремилась к тому, чтобы граждане увидели и сохранили в памяти образ Суворова. Это было важным в том контексте, о котором газета «Правда» писала в номере за 25 января 1941 г. в заключительных абзацах статьи о фильме «Суворов»: «Мужественные советские люди, переделывающие мир, жаждут — в кинематографе ли, в театре ли — встречи с характерами сильными, волевыми, героическими. <…> Советское искусство должно воспитывать в людях те черты характера и мышления, какие способствуют успеху в борьбе. И с этой точки зрения следует оценить как крупное событие появление на экране… фильма глубоко патриотического. <…> Многое в военном искусстве, в особенности военной политики и тактики Суворова имеет и поныне жизненное значение».

Для осознания произошедшего в предвоенные годы изменения характера отношения со стороны Советской власти к образу Суворова, полководца из дореволюционного прошлого, приведём отзыв критика И. В. Евдокимова о картине В. И. Сурикова «Переход Суворова через Альпы». Суворова он называл «“придворным полководцем”, выступающим под видом ‘народного героя”», «строгим ревнителем палочной дисциплины, традиционным генералиссимусом с “орлиным взором”, щедро швыряющим “живую солдатскую массу” в ущелья и провалы Альп». 

Сталин высоко оценил «Суворова». В. И. Пудовкин, М. И. Доллер и Н. П. Черкасов удостоились Сталинской премии в области литературы и искусства по кинематографии за 1934–1940 гг. К слову, творцы фильма были добавлены в список награждаемых в последний момент. Это было связано с тем, что кинокартина прошла «приёмку» в Комитете по делам кинематографии при СНК СССР только 30 декабря 1940 г. (решение же Комитета по Сталинским премиям было принято ещё 26 ноября), а также с возросшей идеологической актуальностью фильма.

Советские граждане полюбили «Суворова». Пудовкин вспоминал: «В первую же неделю после выхода на экран “Суворова” я буквально утонул в бесконечном количестве писем. Это были поздравления, пожелания, требования разъяснений того, что кажется в фильме непонятным, потребность знать все о картине и её героях. Казалось, что стоишь перед этой жадной, разогретой толпой, которая верит тебе и бесконечно радуется твоей удаче». Интересное свидетельство о восприятии киноленты оставил поэт Юрий Баранов: «… были в кино, смотрели «Суворов».  Какая это замечательная картина! Никогда, пожалуй, Черкасов не играл так хорошо».

Кинолента «Суворов» действительно выгодно отличалась от многих фильмов тех лет живостью актёрской игры. Именно этот фильм возвратил образ великого полководца в нашей стране в массовое историческое сознание.

В 1940 г. отмечался 150-летний юбилей взятия русскими войсками под командованием А. В. Суворова турецкой крепости Измаил. На Новгородчине, в селе Кончанском, показанном в кинокартине, советские филологи собирали сказы колхозников о пребывании полководца в ссылке для их публикации в сборнике «Фольклор Ленинградской области». В 1940 г. в Кончанском установили бюст Суворова и начали создавать мемориальный музей (он будет открыт 25 октября 1942 г.). 

Огромное значение фильм «Суворов» имел в годы войны. В речи Сталина на параде 7 ноября 1941 г. на Красной площади имя Суворова было названо в числе «великих предков», «мужественный образ» которых должен вдохновить воинов. Уже на выпущенном 10 июля 1941 г. плакате художников Кукрыниксов «Бьёмся мы здорово, рубим отчаянно — внуки Суворова, дети Чапаева» в облике Суворова заметны черты воплотившего его на киноэкране актёра Николая Черкасова.

Фильм получил широкое распространение в СССР. В 1942 г. Свердловский обком партии организовал кинофестиваль на тему национальной обороны, во время которого колхозникам области с помощью переносных кинопроекторов демонстрировались ленты «Александр Невский», «Суворов», «Минин и Пожарский». 

29 июля 1942 г., в тяжелейшие дни отступления на Юге страны, был учреждён высший в иерархии полководческих орденов орден Суворова трёх степеней. В статуте данного ордена в качестве основания для награждения особо подчёркивалась необходимость проявления военачальниками решительности и инициативности.

В 1943 г. начали создавать Суворовские военные училища как кузницу будущего командного состава, элиты Красной Армии. Сам Сталин начал выдвигать новых военачальников «суворовского типа» перед войной и в годы войны (тех же Г. К. Жукова, К. К. Рокоссовского и др.), всё более отодвигая на второй план героев Гражданской войны (маршалов К. Е. Ворошилова и С. М. Будённого).

«Суворов» не был забыт и после Победы, в годы расширения советского влияния в Восточной и Центральной Европе и разгоравшейся «холодной войны» со вчерашними союзниками по антигитлеровской коалиции. Свидетельством популярности кинокартины было переиздание «Главполиграфиздатом» в 1949 г., в преддверии 150-летия со дня смерти А. В. Суворова, буклета к фильму «Суворов». В нём, если сравнить с буклетами 1941 г., было большее количество фотокадров, присутствовал также текст с кратким содержанием кинокартины.

«Суворов» вошёл в золотой фонд отечественной кинематографии. А миниатюрный фотобуклет для Исторического музея хранит память о замечательной киноленте и свидетельствует о патриотической работе с населением СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны, которая привела к Великой Победе. 

Использованные источники и литература

1. Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ).
2. Фонд 3. Политбюро ЦК КПСС. Опись 53а. Сталинские премии. Дела 3, 4.
3. Баранов Ю.Ф. Голубой разлив: дневники, письма, стихотворения. Ярославль, 1988.
4. Вечерняя Москва. 1941. Январь–февраль.
5. Рекламный буклет фильма «Суворов». Л., 1941 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://meshok.net/item/52047782
6. Буклет к кинофильму «Суворов» М., 1949. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://meshok.net/item/186729113
7. Кремлёвский кинотеатр, 1928–1953. Документы. / Сост. К.М. Андерсон, Л.В. Максименков и др. М., 2005.
8. Кульков Е.Н. Зимняя война 1939–1940. Книга вторая. И. В. Сталин и финская кампания. (Стенограмма совещания при ЦК ВКП (б)). М., 1999. Правда. 1941. 24, 25 января.
9. Симонов К.М. Глазами человека моего поколения. Размышления о И. В. Сталине. М., 1990.
10. Статистическая таблица ЦСУ СССР «Среднемесячная денежная заработная плата рабочих и служащих по отраслям народного хозяйства СССР в 1940, 1945, 1950–1955 гг.». // Советская жизнь. 1945–1953 гг. М., 2003.
11. Стенограмма выступления И. В. Сталина на совещании в ЦК ВКП(б) «В связи с вопросом о фильме «Закон жизни» Авдеенко А. О.». 9 сентября 1940 года. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://istmat.info/node/58815
12. Шкловский В.Б. 20 режиссёрских биографий. М., 1978. 
13. Бранденбергер Д.Л. Национал-большевизм. Сталинская массовая культура и формирование русского национального самосознания (1931–1956).  СПб., 2009.
14. Закиров О.А. Исторические фильмы СССР 1936–1946 гг.: патриотическое освещение дореволюционного прошлого средствами игрового кино: диссертация… кандидата исторических наук: 07.00.02. М., 2011.
15. Латышев А.Г. «Суворов»: на взгляд полководца. // Искусство кино. 1990. № 5. С. 4–7.
16. Левин С.С. Великая Отечественная война. Исследования. Документы. М., 2015.
17. Летопись российского кино 1930–1945. М., 2007.
18. Лопатин В.С. Суворов. М., 2019.
19. Марьямов Г.Б. Кремлёвский цензор. Сталин смотрит кино. М., 1992.
20. Махнырёв А.Л. «И Суворов, гордый нашею победой…»: Образ А. В. Суворова на плакатах времён Великой Отечественной войны [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://blog.mediashm.ru/?p=3699
21. Махнырёв А.Л. 800-летие Москвы: великий праздник после Великой Победы. М., 2017.

11.03.2021 АНТОН МАХНЫРЁВ
https://blog.mediashm.ru/?p=7344
 
Форум » Тестовый раздел » * СОВЕТСКОЕ и ПОСТСОВЕТСКОЕ КИНО * » Михаил Доллер и Всеволод Пудовкин "СУВОРОВ" 1940
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz